Продолжаем рассказывать Вам об истории образования на наших землях. Сегодня разбираемся в особенностях образования белорусских губерний Российский империи во второй половине XIXв. Напоминаем, как всё развивалось можно прочитать в предыдущих статьях:
Российская империя первой половины XIX в.
Да, это так. Во второй половине XIX в. на зарождающуюся белорусскую культуру всё еще давили с одной стороны царские власти, а, с другой, политика русификации. Однако, после отмены крепостного права активно происходили и процессы объединения. Этому способствовала единая экономика и постепенное формирование нового белорусского литературного языка. Вместе с тем росла необходимость в квалифицированных рабочих. Задачей минимум стало научить людей массово читать и писать.
В основном этим занимались церковные школы и школы грамоты, в которых преподавали священники. В 1864 г. была проведена школьная реформа. Правила организации и деятельности всех типов учебных заведений были сильно изменены.
Его получали в трехлетних народных училищах. Кстати, учебных год в длился почти как у нас сегодня: с 1 сентября по 1 мая. В среднем в день проходило по 6 уроков. При школах существовали общежития. На территории белорусских губерний таких училищ было более восьмиста, часть из которых предназначалась только для девочек. Однако на первом этапе создания таких училищ столкнулись с нехваткой учителей.
Церковно-приходская школа, Кричев
Продолжали действовать церковноприходские школы и школы грамоты. Здесь учили азам письма и счёта, однако такое образование было очень неэффективным, ведь церковь не признавала новые педагогические идеи. Сами школы существовали за счет пожертвований крестьян.
Они начали открываться в 1872 г. и предполагали продолжение начального образования. Действовали в Ружанах, Вилейке, Кобрине, Речице и других городах и финансировались правительством. Здесь обучали письму, чтению, закону Божьему, арифметике, географии, истории. Бесспорно, внимание уделялось и физическому воспитанию – гимнастике. В отдельных училищах обучали ремеслу.
Городское училище, Дрисса
Программы обучения учителя составляли сами. После 1863 г. был введен перечень обязательных предметов: закон Божий, русский язык, церковное пение и 4 действия арифметики (сложение, вычитание, умножение, деление). Ученикам задавали домашнее задание.
Его обеспечивали классические и реальные училища. В классической гимназии изучали древние языки – греческий и латынь. А также закон Божий, русский язык, историю, словесность и географию. Кстати, Статут об образовании, впервые в Российской империи, объявил о принципе всесословности. То есть обучаться могли независимо от социального положения. Однако образование продолжало оставаться платным, поэтому обучались в гимназиях в основном дети обеспеченных родителей.
Ученики Минской мужской гимназии
В Беларуси существовало 5 классических гимназий: Минская, Слуцкая, Могилевская, Витебская, Гродненская. Здесь обучались только мальчики. Программа предполагала 7 или 8 классов. Кроме обязательных предметов упор делался на иностранные языки, математику, рисование, природоведение. Также помимо основных занятий регулярно проводились кружки, литературные вечера, прогулки.
Реальные училища обеспечивали техническое образование. В Беларуси их существовало всего три: Пинское, Минское, Могилевское. В них принимали детей всех сословий с 10 лет. Здесь преподавали математику, русский и иностранные языки, историю, географию, физику. Программа реализовывалась за 6 лет.
Реальное училище в Пинске
Кстати, окончание гимназии помогало поступить в университет без экзаменов.
В крупных городах царское правительство открывало женские училища и гимназии. Первая ступень обучения составляла 6 лет, а вторая – три. В гимназиях преподавали закон Божий, русский язык, арифметику, историю, иностранные языки, рукоделие. Также существовали частные образовательные пансионы в Мозыре, Пинске, Витебске, Бресте и др. городах. Обучение девочки начинали с 12 лет.
Преображенское женское училище, Гомель
В белорусских губерниях с 1862 открывались Мариинские гимназии – учебные заведения, созданные по приказу императрицы Марии Александровны. У нас они были созданы в Гродно, Минске, Витебске, Могилеве и обучали 7 лет. Изучали здесь словесность, закон Божий, русский и иностранные языки, педагогику, рукоделие, рисование, танцы. Обучение было платным.
Мариинская женская гимназия, Гродно
После реформы, примерно с 1872 г., почти при всех поветовых училищах организовали ремесленные классы. Например, в училищах Могилевской губернии обучали портному, шорному, столярному делу. При народных училищах создавались мастерские. В Гродненской губернии обучали токарному и переплетному делу.
В 1877 г. при Гомельском приходском училище открылись ремесленные курсы. Слушатели изучали на них основы кузнечного, портного, слесарного дела три года. Параллельно открывались сельскохозяйственные школы. Одной из первых стала школа “Зачерне” в Витебской губернии. Здесь читали лекции по химии, биологии, ботанике, садоводству, а также проводили практические занятия.
Курсы не могли обеспечить экономику квалифицированными специалистами, поэтому в 1887 г. было принято решение об открытии полноценных ремесленных училищ. Они учреждались в крупных городах. Например, в Витебске было открыто трехклассное ремесленное училище. Тут преподавали закон Божий, русский язык, арифметику, бухгалтерский учет, геометрию, технологию обработки металлов.
Действовало Горецкое ремесленное училище. Здесь обучали слесарному и кузнечному делу. В 1878 г. открылось Гомельское железнодорожное училище, которое, кстати, действует и сегодня.
Ученики ремесленного училища, Горки
Объемная реформа системы образования требовала большое количество квалифицированных учителей. В связи с нехваткой кадров начали открываться учительские семинарии, первые из которых были созданы на наших землях – в Молодечно и Полоцке. Срок обучения составлял 4 года. Выпускники получали квалификацию “Учитель народного училища”.
Учительская семинария, Молодечно
В семинарии принимали с 16 лет. Здесь обучали русскому языку, арифметике, закону Божьему, пению, черчению, гимнастике, основам педагогики, географии, истории. Кстати, множество методов обучения и контроля мы продолжаем использовать до сих пор. Например, в письме, это диктант.
С 1870-х гг. при женских гимназиях читают педагогические курсы. Учителя не только получали образование, но и повышали своё мастерство каждый год.