Как учились белорусы? Часть пятая: образование в Российской империи второй половины XIX в.

Продолжаем рассказывать Вам об истории образования на наших землях. Сегодня разбираемся в особенностях образования белорусских губерний Российский империи во второй половине XIXв. Напоминаем, как всё развивалось можно прочитать в предыдущих статьях:

Киевская Русь,

Великое Княжество Литовское,

Речь Посполитая,

Российская империя первой половины XIX в.

УСЛОВИЯ НЕ ОЧЕНЬ?

Да, это так. Во второй половине XIX в. на зарождающуюся белорусскую культуру всё еще давили с одной стороны царские власти, а, с другой, политика русификации. Однако, после отмены крепостного права активно происходили и процессы объединения. Этому способствовала единая экономика и постепенное формирование нового белорусского литературного языка. Вместе с тем росла необходимость в квалифицированных рабочих. Задачей минимум стало научить людей массово читать и писать.

В основном этим занимались церковные школы и школы грамоты, в которых преподавали священники. В 1864 г. была проведена школьная реформа. Правила организации и деятельности всех типов учебных заведений были сильно изменены.

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Его получали в трехлетних народных училищах. Кстати, учебных год в длился почти как у нас сегодня: с 1 сентября по 1 мая. В среднем в день проходило по 6 уроков. При школах существовали общежития. На территории белорусских губерний таких училищ было более восьмиста, часть из которых предназначалась только для девочек. Однако на первом этапе создания таких училищ столкнулись с нехваткой учителей.

 Церковно-приходская школа, Кричев

Продолжали действовать церковноприходские школы и школы грамоты. Здесь учили азам письма и счёта, однако такое образование было очень неэффективным, ведь церковь не признавала новые педагогические идеи. Сами школы существовали за счет пожертвований крестьян.

ПОВЕТОВЫЕ И ГОРОДСКИЕ УЧИЛИЩА

Они начали открываться в 1872 г. и предполагали продолжение начального образования. Действовали в Ружанах, Вилейке, Кобрине, Речице и других городах и финансировались правительством. Здесь обучали письму, чтению, закону Божьему, арифметике, географии, истории. Бесспорно, внимание уделялось и физическому воспитанию – гимнастике. В отдельных училищах обучали ремеслу.

Городское училище, Дрисса 

Программы обучения учителя составляли сами. После 1863 г. был введен перечень обязательных предметов: закон Божий, русский язык, церковное пение и 4 действия арифметики (сложение, вычитание, умножение, деление). Ученикам задавали домашнее задание.

СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Его обеспечивали классические и реальные училища. В классической гимназии изучали древние языки – греческий и латынь. А также закон Божий, русский язык, историю, словесность и географию. Кстати, Статут об образовании, впервые в Российской империи, объявил о принципе всесословности. То есть обучаться могли независимо от социального положения. Однако образование продолжало оставаться платным, поэтому обучались в гимназиях в основном дети обеспеченных родителей.

Ученики Минской мужской гимназии

В Беларуси существовало 5 классических гимназий: Минская, Слуцкая, Могилевская, Витебская, Гродненская. Здесь обучались только мальчики. Программа предполагала 7 или 8 классов. Кроме обязательных предметов упор делался на иностранные языки, математику, рисование, природоведение. Также помимо основных занятий регулярно проводились кружки, литературные вечера, прогулки.

Реальные училища обеспечивали техническое образование. В Беларуси их существовало всего три: Пинское, Минское, Могилевское. В них принимали детей всех сословий с 10 лет. Здесь преподавали математику, русский и иностранные языки, историю, географию, физику. Программа реализовывалась за 6 лет.

Реальное училище в Пинске

Кстати, окончание гимназии помогало поступить в университет без экзаменов.

ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В крупных городах царское правительство открывало женские училища и гимназии. Первая ступень обучения составляла 6 лет, а вторая – три. В гимназиях преподавали закон Божий, русский язык, арифметику, историю, иностранные языки, рукоделие. Также существовали частные образовательные пансионы в Мозыре, Пинске, Витебске, Бресте и др. городах. Обучение девочки начинали с 12 лет.

Преображенское женское училище, Гомель

В белорусских губерниях с 1862 открывались Мариинские гимназии – учебные заведения, созданные по приказу императрицы Марии Александровны. У нас они были созданы в Гродно, Минске, Витебске, Могилеве и обучали 7 лет. Изучали здесь словесность, закон Божий, русский и иностранные языки, педагогику, рукоделие, рисование, танцы. Обучение было платным.

Мариинская женская гимназия, Гродно

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

После реформы, примерно с 1872 г., почти при всех поветовых училищах организовали ремесленные классы. Например, в училищах Могилевской губернии обучали портному, шорному, столярному делу. При народных училищах создавались мастерские. В Гродненской губернии обучали токарному и переплетному делу.

В 1877 г. при Гомельском приходском училище открылись ремесленные курсы. Слушатели изучали на них основы кузнечного, портного, слесарного дела три года. Параллельно открывались сельскохозяйственные школы. Одной из первых стала школа “Зачерне” в Витебской губернии. Здесь читали лекции по химии, биологии, ботанике, садоводству, а также проводили практические занятия.

Курсы не могли обеспечить экономику квалифицированными специалистами, поэтому в 1887 г. было принято решение об открытии полноценных ремесленных училищ. Они учреждались в крупных городах. Например, в Витебске было открыто трехклассное ремесленное училище. Тут преподавали закон Божий, русский язык, арифметику, бухгалтерский учет, геометрию, технологию обработки металлов.

Действовало Горецкое ремесленное училище. Здесь обучали слесарному и кузнечному делу. В 1878 г. открылось Гомельское железнодорожное училище, которое, кстати, действует  и сегодня.

Ученики ремесленного училища, Горки

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Объемная реформа системы образования требовала большое количество квалифицированных учителей. В связи с нехваткой кадров начали открываться учительские семинарии, первые из которых были созданы на наших землях – в Молодечно и Полоцке. Срок обучения составлял 4 года. Выпускники получали квалификацию “Учитель народного училища”.

Учительская семинария, Молодечно

В семинарии принимали с 16 лет. Здесь обучали русскому языку, арифметике, закону Божьему, пению, черчению, гимнастике, основам педагогики, географии, истории. Кстати, множество методов обучения и контроля мы продолжаем использовать до сих пор. Например, в письме, это диктант.

С 1870-х гг. при женских гимназиях читают педагогические курсы. Учителя не только получали образование, но и повышали своё мастерство каждый год.

08.09.2025
Анна Круглова

Подпишись на рассылку и получи чек-лист по подготовке к ЦТ:
Оставь свой e-mail и каждую пятницу получай самые важные, нужные и обсуждаемые материалы из блога о ЦТ и подготовке. Подписывайся, чтобы ничего не пропустить!
Подпишись на рассылку и получи чек-лист по подготовке к ЦТ:
Оставь свой e-mail и каждую пятницу получай самые важные, нужные и обсуждаемые материалы из блога о ЦТ и подготовке. Подписывайся, чтобы ничего не пропустить!
*Отправляя персональные данные, вы принимаете политику конфиденциальности.

Похожие статьи

«Когда я увидела тест, то была немного удивлена»: преподаватель «100ЦТ» поделилась впечатлениями о первом этапе РТ по английскому языку
Преподаватель английского в "100ЦТ" Екатерина Леонидовна Наумович сходила на первое РТ и поделилась впечатлениями
«Меня очень удивило, как в БГУ распланирован учебный семестр»: иностранные студенты об учебе в Беларуси
Мы решили взглянуть со стороны на белорусское образование и попросили иностранных студентов, которые учились в нашей стране, поделиться впечатлениями об учебе в Беларуси.