Продолжаем серию статей о том, как учились наши предки. Сегодня рассказываем Вам о системе образования Великого Княжества Литовского в XIV – XVII вв. Кстати, о том, как учились в Киевской Руси, можно посмотреть здесь.
Во-первых, очевидным плюсом было активное использование старобелорусского языка. Кстати, его государственный статус был закреплен в Статутах 1566 г. и 1588 г. Крестьяне и бедные горожане не имели возможности обучаться. Однако их вклад в культуру представлен развитием декоративно-прикладного искусства, народной архитектуры и быта, музыки.
В первые годы существования ВКЛ на наших землях продолжала активно развиваться письменность, а при церквях и монастырях открывались новые библиотеки. В XVI в., несомненно, благодаря первопечатнику Восточной Европы, Франциску Скорине, происходит переход от письменной книги к печатной.
Благодаря Реформации активно развивается общественно-политическая мысль, образование, книгопечатание. Многие культурные деятели этого периода, например Сымон Будный, выступали за расширение светского образования, письменности, развитие философии и точных наук.
Образование в этот период, безусловно, находилось под контролем религиозных конфессий.
Их организовывали при церквях и монастырях, а учились здесь дети священников и богатых горожан. Школы при княжеских дворах готовили управляющих хозяйственной деятельностью и государственными делами, будущих дипломатов и летописцев. Из предметов изучали чтение, письмо, счет, латынь и греческий, ремесло. Кстати, чтобы овладеть каким-либо ремеслом, обязательно нужно было уметь читать и считать.
При монастырях и соборах, безусловно, существовали школы для подготовки духовенства. Их спонсировала сама церковь. Учили здесь читать, писать, петь, проповедовать. Кстати, при соборах и монастырях существовали приюты для сирот, которых монахи обучали грамоте.
Вместе со школьным развивалось индивидуальное образование. «Мастера письма» обучали чтению, письму, молитвам, счету. Сначала учили читать по слогам. Буквы запоминали, повторяя за учителем. Потом формировали слоги, их складывали в слова. Закрепляли на чтении книг. Кстати, чтобы чтение не было механическим, тексты разбирали и объясняли значение слов.
Учеников делили на группы в зависимости от способностей и успеваемости. В некоторых школах учеников обучали азам географии, психологии, риторике. В школы принимали с 7 лет.
Их создавали при костелах. Управляли ими схоластики, а наставников называли ректоры. Кстати, здесь существовали еще и воспитатели – циркаторы. Кафедральные школы были основаны в Вильно, Гродно, Бресте, Витебске, Полоцке. Они состояли из трех классов. Схоластик был начальником школы. Он заботился о помещении, контролировал работу учителей.
Изучали латынь, грамматику, греческий, польский, музыку, арифметику, философию. Безусловно можно сказать, что они были общеобразовательными.
Во второй половине XIV в. появляются католические начальные школы. Здесь дети учились петь, читать, писать, считать.
В 1526 г. Виленский синод разработал первый общий план обучения. Дети богатых горожан учились в школах, чтобы управлять, торговать, создавать хозяйство. Кстати, очень строго следили за образованием и работой самих преподавателей, а в школах регулярно проводили проверки.
В 1612 г. в Краковском университете составлены учебно-воспитательные планы для городских и сельских школ. Они рекомендовали изучать латынь, греческий, польский, старобелорусский языки. А также поэзию, музыку, историю, арифметику и толкование священных текстов.
По субботам школьники упражнялись в латыни и читали стихи, посвященные праздникам. Их делили на классы в зависимости от способностей. Для каждого класса формировалось свое расписание. У старших могло быть по восемь уроков в день! Обучение велось на польском или старобелорусском языке.
В первой половине XVII в. образование в ВКЛ развивалось под влиянием Реформации и гуманизма. Появляются братские и протестантские школы, ученые кружки, типографии.
Протестанты считали, что все дети должны учиться, а еще нужно создать школу, в которой обучать будут не только религии и языкам, но и диалектике (искусство споров), математике, истории, музыке, природоведению.
В лютеранских школах изучали катехизис (толкование священных текстов), грамматику и арифметику. Большое внимание уделяли языкам.
Кальвинисты создавали сборы – протестантские общины, которые были центрами образования и науки. В каждой общине действовала своя школа. Здесь изучали математику, историю, географию, природоведение. Два ректора и кантар составляли педагогический коллектив.
В Вильно действовало кальвинистское училище.
В Слуцке действовала кальвинистская гимназия. Кстати, в 1628 г. был издан ее статут, где подробно описаны программа, занятия, правила для учеников и наставников.
Гимназия была гуманитарной. Основные предметы: языки, латинская и греческая литература, этика, риторика, история, законодательство, физика. Основным изучаемым языком был латинский. Безусловно, очень большое внимание уделялось практическим занятиям.
Кстати, в Статуте Гимназии описаны и вступите испытания. Главное требование к ученику – формирование самостоятельных выводов. Здесь в каждом классе обучали по два года. Всего классов было 4. Вдобавок, самых способных учеников отправляли продолжать обучение в Германии, Англии, Италии.
Занятия начинались здесь в 8 часов, а ученики, как и сейчас, имели дневники.
Арианские школы были основаны в Ивье, Клецке, Несвиже и др. местах. В них давали среднее образование. В учебный план включали языки, философию, риторику, медицину, историю, право, природоведение. Руководил школой ректор.
Братством в ВКЛ называли объединения защитников православной веры. При них открывались школы. Первая – в 1584 г. в Вильно. При ней действовала одна из самых крупных типографий ВКЛ. Управлялись школы Статутом – сводом правил.
Здесь использовалась классно-урочная система. Ученики приходили на занятия в 9 часов и занимали каждый свое место в соответствии с успехами. Занятия начинались с проверки домашних заданий. Позже учитель объяснял новый материал. Каждый ученик получал домашнее задание.
Строго следили за работой и профессионализмом наставников. Кстати, их принимали на работу, только после проведения пробных уроков. Здесь обучали грамоте, чтению, письму, риторике, географии, счету, астрономии, церковным тестам и 5 языкам! Вдобавок, большое внимание уделялось моральному воспитанию.