Продолжаем знакомить Вас с историей образования нашей страны. Сегодня расскажем о том, как изменилась учеба после включения белорусских земель в состав Российской Империи (конец XVIII – первая половина XIX вв.) Напоминаем: здесь можно почитать как всё начиналось в Киевской Руси, здесь как учились в ВКЛ, а здесь что представляло собой образование в Речи Посполитой.
После трех разделов Речи Посполитой ВСЕ белорусские земли оказались в составе Российской империи. По приказу царских властей новые земли активно исследовали учёные. Например, в 1773 г. Российская академия наук организовала две экспедиции: астрономическую и физическую. Физическая, кстати, собрала материал о населении, исторических памятниках, быте белорусов. Появляются и первые публикации о наших землях.
Однако, безусловным минусом была политика русификации. Активно её начали проводить после подавления восстания 1830 – 1831 гг. Что касается образования, это выразилось в обязательном переводе на исключительно русский язык обучения. Виленский университет – центр учебного округа в Вильне, закрыли, так как студенты активно поддержали восстание. Среди выдающихся студентов этого университета Адам Мицкевич, Ян Чечот, Игнатий Домейко.
Виленский университет, дворик П. Скарги
В этот период впервые были открыты школы для городского населения белорусских губерний. Школы действовали в Дрисе, Городке, Сураже, Витебске. В некоторых городах “училищные дома” жители построили за свои деньги. Кстати, учителей горожане тоже выбирали сами. Изучали здесь грамоту, рисование, арифметику, и катехизис (толкование священных текстов). Однако организация обучения зачастую была весьма хаотична, так как управленцы школ не имели опыта. А ещё им мешали чиновники.
Поэтому часть этих школ перешла под управление духовенства. Так как церковь выделяла помещения при монастырях и храмах. Преподавали здесь священники. Несмотря на это, уровень образования в таких школах был достаточно низкий. Не хватало учебников и программ. В основном здесь учили читать и писать по-русски. Срок обучения составлял 4-5 лет. Безусловно требовалась новая школьная реформа.
В 1782 г. была создана комиссия по организации народных училищ, а в 1786 г. – утвержден Статут.
Так называли основные учебные заведения того времени. Кстати, у нас, в Витебской и Могилевской губерниях, было создано два главных училища и шесть малых. Они открывались в городах и состояли из четырех классов. Здесь обучали грамматике русского языка, арифметике, истории и географии, природоведению, физике, архитектуре, рисованию, катехизису. Из Петербурга доставлялись учебники, таблицы, коллекции. Учителей присылали из учительских семинарий. Например, из Петербурга, Киева, Москвы.
Кстати, в ряды учеников входили представители всех сословий: мещане, дворяне, крестьяне. Интересно и то, что 10% обучавшихся – девочки.
Ордена иезуитов, пиаров, доминиканцев а также униаты продолжали играть значительную роль в системе образования белорусских губерний. Основной язык обучения здесь – польский, а основной метод – пересказ пройденного материала. Обучались здесь дети дворян.
В 1812 г. Полоцкий иезуитский коллегиум переименован в академию, которая имела права университета.
Иезуитская академия, Полоцк
Здесь работали три факультета: лингвистический, факультет свободных наук, богословский факультет. Академии подчинялись все иезуитские училища в округе. Безусловно, спектр предметов для изучения здесь был большим: иностранные языки, философия, риторика, физика, химия, математика, право, история.
В 1803 г. была проведена ещё одна реформа: создано министерство народного образования, введены учебные округа. Кстати, все учебные заведения регулировались специальными документами – статутами.
Начальные школы основывались в городах за счет средств местных жителей. То есть существовали помещичьи, городские и монастырские. Обучали в них богословию и элементарной грамоте. Основная задача – подготовить грамотных людей для торговли и промышленности. Как правило, учителями здесь выступало духовенство. Такие школы создавались повсеместно. Например, в Быхове, Речице, Ушачах.
В двухклассных городских училищах, например, в Освейском, обучали латыни, польскому, арифметике, географии.
В поветах – основных территориальных единицах губерний – создавались четырёхходовые училища. Здесь обучали иностранным языкам, физике, природоведению, истории, географии, праву. Наиболее престижные училища реорганизовывались в гимназии, которые были всесословными. Такие существовали, например, в Витебске, Могилеве, Гродно. На средства графа Тышкевича открыта гимназия в Свислочи.
Кстати, Гомель стал первым местом, где внедрили ещё один, безусловно, интересный тип школ – ланкастерские. Так называли школы взаимного обучения, которые придумали в XVIII в. английские педагоги Ланкастер и Белл. Суть метода проста: старшие дети обучали младших под руководством учителя. Такая школа была доступной, недорогой и позволяла охватить большое количество учеников. Обучали тут катехизису, письму, арифметике, садоводству. Занятия проводились только зимой в первой половине дня, так как в остальное время крестьянские дети работали.
Здание ланкастерской школы, Гомель.
Знатные девочки и девочки богатых горожан и раньше получали хорошее образование, однако оно было домашним. При католических монастырях с конца XVIII в. действовали женские образовательные пансионы. Тут изучали христианскую веру, письмо, арифметику и домоводство. В начале XIX в. начали создаваться светские приватные пансионы, где изучали французский, литературу, танцы и этикет. Позже были введены история, география, мораль и рукоделие. Нужно понимать, что обучение здесь могли себе позволить только дети обеспеченных родителей.
Девушкам было разрешено обучаться в медицинской школе в Гродно – одном из старейших профессиональных учебных заведений, основанном французским учёным Жаном Жилибером.
Здание медицинской школы, Гродно
Развивалось и профессиональное обучение. В 1840 г. была открыта Горы-Горецкая земледельческая школа – первая в Российской империи. Кстати, она станет основой для Белорусской государственной сельскохозяйственной академии, которая действует и сейчас. В 1848 г. школа была преобразована в институт. Тут изучали ботанику, зоологию, химию, ветеринарию, животноводство, географию и другие науки, важные для сельского хозяйства.