Как учились белорусы? Часть третья: образование в Речи Посполитой

Продолжаем рассказывать о том, как учились наши предки. Сегодня посмотрим интересные факты о системе образования Речи Посполитой (вторая половина XVII – XVIII вв.). Кстати, о том, как учились в ВКЛ можно почитать здесь, а вспомнить,  как это было в Киевской Руси, здесь

КАТОЛИКИ ГЛАВНЫЕ?

Образование в этот период развивалось под влиянием Контрреформации – движения католической церкви, целью которого было вернуть себе власть и уничтожить протестантизм. Это способствовало сокращению употребления старобелорусского языка из судебного и административного делопроизводства. Вдобавок, образование находилось в руках влиятельного монашеского ордена иезуитов. К началу XVIII в. были закрыты все братские и протестантские школы.

Кстати, шляхта активно выступала против образования для обычных крестьянских детей. Например, в 1733 г. был принят закон, который запрещал принимать в любые школы детей крестьян.

ИЕЗУИТСКИЕ КОЛЛЕГИУМЫ

Они появились в Речи Посполитой в конце XVI в. и активно поддерживались королями и представителями администрации. Однако у этих учебных заведений есть два безусловных плюса: качество образования и четкая система. Создатель ордена Игнатий Лайола разработал порядок занятий, методы поддержания дисциплины, внутренний распорядок для школ.

Герб ордена иезуитов

Учебные заведения иезуитов назывались коллегиумы. Это нечто вроде наших современных колледжей. Первый был открыт в 1569 г. в Вильно – столице ВКЛ. В 1579 г. король Стефан Баторий привилеем преобразовал его в Виленскую иезуитскую академию.  Она стала старейшим и единственным университетом ВКЛ. Кстати, изначально здесь было всего два факультета: теологический и юридический.

Виленский университет в XIX веке

Первые коллегиумы возникли в Полоцке, Гродно, Несвиже, Хойниках и других городах.

Полоцкий иезуитский коллегиум. Сейчас здание Полоцкого Государственного университета

КАК СТРОИЛОСЬ ОБУЧЕНИЕ?

Коллегиум состоял из двух отделений: нижнего и высшего. Нижнее – это 3 класса. Высшее ещё два класса. В них изучали этику, мораль, богословие, физику, математику. Безусловно, при крупных коллегиумах действовали классы для одаренных учеников. В них три года изучали философию и четыре богословие. Интересен и стимул – соперничество.

Обучение велось на латыни. Иезуиты ввели в коллегиумах множество прогрессивных идей. Например, система оценки по баллам и разделение учеников на возрастные категории. Однако основной задачей, все же, было религиозное воспитание и послушание.

Не пренебрегали и физическим воспитанием: занимались гимнастикой, играми, совершали прогулки. При коллегиумах существовали больницы, за здоровьем учеников следили. Здесь почти не использовались физические наказания. Результаты достигались за счет соревновательности.

Здание иезуитского коллегиума в Пинске

Главными методами обучения были пересказ и повторение. Широко использовались театральные спектакли.

Каким должен быть преподаватель коллегиума? По мнению иезуитов – это человек способный, образованный, умеющий владеть своим голосом. Кстати, иезуиты создали идею об авторитете педагога: он может получить уважение благодаря своим знаниям, будучи  хорошим воспитателем, соблюдая при этом строгость.

УНИАТСКИЕ ШКОЛЫ

Здесь, безусловно, лидером был орден базилиан. Они открыли при монастырях школы двух типов: подготовительные и с повышенным уровнем. Подготовительные школы давали начальное образование. В школах повышенного уровня изучалась риторика, право, философия, богословие. Есть упоминания о школах базилиан в Витебске, Новогрудке, Минске и других городах.

Герб ордена базилиан

Чаще всего в них было 5 или 6 классов. Однако в них было безусловное преимущество для простых людей: можно было обучаться на польском и старобелорусском языках, ведь далеко не все знали латынь.

ПИАРСКИЕ ШКОЛЫ

Школы этого католического ордена кардинально отличаются от всего образования Речи Посполитой того времени. Во-первых, упор здесь шел именно на обучение, а не на религиозное воспитание. А, во-вторых, самих предметов в программе было куда больше. Например, в Щучинском коллегиуме изучали языки, природоведение, историю, логику, физику, поэзию.

Герб ордена пиаров

Пиарские коллегиумы были основаны в Могилеве, Лиде, Россонах, Драгичине и других городах.

В середине XVIII в. руководитель ордена пиаров Станислав Конарский проводит школьную реформу. Он вводит чёткую и понятную систему управления учебными заведениями. Здесь расписаны порядок набора учеников и педагогов, методы обучения, литература.

Станислав Конарский, автор образовательной реформы ордена пиаров

Основными учебными предметами стали религия, польский язык, латынь, греческий, немецкий языки, литература, математика, физика, музыка, физическая культура, рисование.

ПЕРВАЯ СТРАНА С ПОЛНОСТЬЮ СВЕТСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ?

В 1773 г. Сейм Речи Посполитой утвердил положение о создании Эдукационной комиссии. По сути, это первое министерство образования в Европе. Все конфессии отстранялись от управления образованием, оно получило светский характер. Что это значит? Впервые были созданы государственные органы, отвечающие за процесс образования.

Михал Ежи Понятовский, председатель Эдукационной комиссии

Сама система стала преемственной и имела три ступени:

  1. Начальные школы при храмах и монастырях
  2. Окружные и подокружные школы, где обучались 5-7 лет.
  3. Главная школа ВКЛ – так называли Виленский университет.

Кстати, к концу XVIII в. образование в Речи Посполитой стало более доступным. 33 % учеников были выходцами из крестьянских и мещанских сословий.

04.06.2025
Анна Круглова

Подпишись на рассылку и получи чек-лист по подготовке к ЦТ:
Оставь свой e-mail и каждую пятницу получай самые важные, нужные и обсуждаемые материалы из блога о ЦТ и подготовке. Подписывайся, чтобы ничего не пропустить!
Подпишись на рассылку и получи чек-лист по подготовке к ЦТ:
Оставь свой e-mail и каждую пятницу получай самые важные, нужные и обсуждаемые материалы из блога о ЦТ и подготовке. Подписывайся, чтобы ничего не пропустить!
*Отправляя персональные данные, вы принимаете политику конфиденциальности.