Знакомимся с историей образования на наших землях дальше. Сегодня рассматриваем особенности развития на стыке эпох, а именно конца XIX – начале ХХ вв. Напоминаем, прочесть про образование на разных этапах истории нашей страны можно в предыдущих статьях:
К концу XIX в. экономика Российской империи активно развивалась. Промышленность, сельское хозяйство, железная дорога нуждались в квалифицированных специалистах со средним и высшим образованием. Однако правительство довольно сдержанно относилось к проблемам образования. Об этом, бесспорно, говорят низкое финансирование образовательных учреждений и небольшая численность обучающихся детей. Также в белорусских губерниях был низкий уровень письменности населения. Например, в Гродненской губернии он составлял всего 39 %, а в остальных был еще ниже.
В начальном образовании в основном действовали школы, подчиненные церковным ведомствам, практически не создавались народные училища. Средних школ было мало, дети рабочих и крестьян не могли в них обучаться.
Были и положительные тенденции: с 1903 г. изменились учебные планы гимназий. Здесь стали изучать несколько языков, больше внимания уделяли истории и природоведению. В 1906 г. уравняли в правах государственные и частные учебные заведения. Вместе с тем, государство строго следило за идеологией. Особенно после Революции 1905–1907 гг. В 1908–1912 г. впервые вводится преемственность между начальным и средним образованием.
Высшее начальное училище в Яновичах
Да, это так. Рабочие требовали открытия новых школ, более глубокой преемственности между начальным и средним образованием, допуска девочек в городские училища и школы повышенного типа, светское образование без влияния церкви.
Открывались “тайные школы”, где обучение велось подпольно. В русско-белорусских обучали детей крестьян. Кстати, учебники для них составили классики нашей литературы – Тётка и Якуб Колас, а также редакция первой национальной газеты “Наша нива”, которая была центром белорусского возрождения. Здесь учили письму и чтению.
В западных губерниях действовали “тайные” польские школы. Здесь обучались дети католического духовенства и шляхты.
Свои тайные организации имели и прогрессивные учителя. В 1905–1906 гг. прошло несколько съездов народных учителей. Например, в Виленской и Гродненской губернии, на них обсуждали материальное и правовое положение учителей, обучение на белорусском языке. Кстати, организатором Николаевщинского съезда 1906 г. был Якуб Колас. Позже за это он получит тюремный срок, а этот случай ляжет в основу автобиографического романа “На ростанях”.
Официально среди учителей шла дискуссия о содержании образовательного процесса и методах обучения. Например, педсоветы городских училищ выступали за преемственность образования, исключение церковнославянской грамоты, разработку более совершенных учебников. Многие говорили о необходимости развития творческого мышления у учеников, расширения наглядности, увеличения количества экскурсий.
Создавались педагогические товарищества, которые занимались благотворительностью. Например, Витебское товарищество собирало средства на строительство интернатов, приютов для сирот, покупку учебного оборудования и книг. Однако деятельность не ограничивалась только финансовой стороной: активно пропагандировались передовые методы обучения, повышалась квалификация педагогов, создавались музеи.
Активно издавались материалы, среди которых “Белорусский учительский вестник”, газета “Педагогическое дело” и другие.
Женская гимназия в Слуцке
Продолжали действовать как одноклассные (3 года обучения), так и двухклассные (5-6 лет обучения) училища. Здесь изучали закон Божий, русский язык, арифметику и церковное пение, географию, физику, историю. Кстати, большинство училищ в Витебской, Минской, Могилёвской губерниях открывали по инициативе органов народного самоуправления – земств.
Начальное образование также давали церковноприходские школы и школы грамоты. Их было два типа: организованные (открывались согласно плану епархиальных советов) и домашние (не имели обязательных учебных программ, а само обучение длилось одну зиму). Здесь изучали закон Божий, чтение, арифметику, письмо. В одноклассных школах обучались три года, в двухклассных – 4-5 лет.
Городские училища продолжали работать в крупных городах: тут можно было получить двухклассное, трехклассное и четырехклассное образование. В основном в них обучались дети горожан и буржуазии. Кстати, тут были введены новые предметы: иностранные языки, алгебра, физика, а также было разрешено учиться девочкам.
При училищах открывались профессиональные классы: почтово-телеграфные, электротехнические, строительные.
Городское училище в Борисове
Оно было представлено мужскими гимназиями (Витебская, Гродненская, Могилевская, Слуцкая, Минская), государственными (Гомельская, Могилевская) и женскими мариинскими. Также действовали реальные училища в Минске, Могилеве, Пинске. Кстати, по новым правилам после окончания среднего образования можно было без экзаменов поступать в университеты. Тут углубленно изучали иностранные языки, историю, математику, физику, географию, химию, биологию, музыку, танцы, рисование.
Профессиональных педагогов готовили в учительских семинариях, например в Полоцкой, а также на педагогических курсах. В 1903 г. открылись три педагогических института – Витебский, Могилевский, Минский.
Продолжало действовать ремесленное училище в Горках. Здесь начали готовить преподавателей для ремесленных и сельскохозяйственных школ.
Работали Гомельское железнодорожное училище и Минская школа ремесленников. В имении “Зачернье” готовили полеводов, животноводов, садовников. Большинство профессиональных школ были ремесленными. Например, в Мозырской обучали изготавливать посуду, в Речицкой работали слесарные и столярные отделения. Работали ремесленные классы при начальных школах. Профессиональное обучение велось и на курсах при ремесленных мастерских. Каждый тип профессиональных школ имел свой устав, порядок управления и правила приема.