Мнемоника: тренируем память эффективно

Мнемоника, она же мнемотехника, это ряд приемов, благодаря которым Вы будете более легко запоминать и воспроизводить информацию через ассоциации, рифмы, образы и логические связи. Рассказываем про простые звуковые, визуальные и логические конструкции, которые, безусловно, помогут в процессе обучения.

ГДЕ ПРИМЕНЯЮТ МНЕМОНИКУ?

Техники активно используют ее в разных сферах, так как они экономят время, помогают лучше запоминать информацию и повышают продуктивность работы. Например, в образовании такие приемы используются для запоминания терминов, дат, формул. Это, бесспорно, делает обучение интересней. Стишок “Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам”, конечно, вызовет улыбку.  Зато термин останется в памяти на всю жизнь.

Мнемонику используют в бизнесе: менеджеры при помощи акронимов запоминают этапы продаж и правила обслуживания клиентов. Маркетологи, безусловно, применяют “прилипчивые” визуальные ассоциации и рифмы для эффективности рекламных посланий. Так они остаются в памяти клиента надолго.

Мнемоническое правило для запоминания количества дней в месяце по костяшкам пальцев.

Художники, актеры и музыканты используют мнемонику для запоминания сложных текстов, композиций, ролей. Например, ноты – это рифмы и ритмы, а монологи актеры учат по методу Цицерона.

Применение мнемотехникам нашлось и в повседневной жизни: мы можем при помощи ассоциаций запоминать списки покупок, важные даты, маршруты, пароли. Это, бесспорно, экономит время и облегчает стресс, связанный с забывчивостью.

ПРЕИМУЩЕСТВА МНЕМОТЕХНИК

  1. СВЯЗЫВАЮТ АБСТРАКТНЫЕ ПОНЯТИЯ: из школьной программы с событиями и явлениями настоящей жизни, то есть упрощают процесс запоминания. Кстати, память, внимательность, речь,  словарный запас, фантазия и творческие способности также улучшаются.
  2. ЭКОНОМЯТ ВРЕМЯ: с помощью образов и ассоциаций сложный материал запоминается быстрее. Например, список из 20 понятий по предмету быстрее учится при помощи ярких образов.
  3. ДОЛГО ДЕРЖАТ ИНФОРМАЦИЮ В ПАМЯТИ: информация, связанная с метафорами, эмоциями, визуальным рядом, хранится в памяти дольше, а при необходимости, всплывает быстрее.
  4. РАЗВИВАЮТ КРЕАТИВНОСТЬ: так тренируется гибкость мышления. Мы не просто запоминаем информацию, а перекодируем её через истории, аналоги, визуальные конструкции.

КАК РАБОТАЮТ МНЕМОТЕХНИКИ?

Успех прост: мозг встраивает новую информацию в существующие знания и ассоциации. Мы связываем новый факт, например, со звуком, образом, запахом и память его “цепляет”. Допустим, запоминаем слово “арифметика”. Это девочка Арина, которая метает мячик в цифры. Имя Арина мы уже знаем, в глаголе “метает” слышим часть слова. Ну а цифры – это контекст. Так от абстрактного термина мы пришли к яркому рассказу.

В детстве Мы использовали мнемонический прием, чтобы выучить цвета радуги.

Кстати, наш мозг устроен так, что всё самое смешное, яркое, нелепое запоминается в первую очередь. А во вторую, эмоциональная привязка укрепляет след в памяти. Например, Сатурн можно вспомнить  как гигантский колобок с кольцами, парящий в космосе. По такому же принципу при изучении правил языка введены стихи. Рифма и ритм цепляет слух и проще вживается в память.

А ещё, безусловно, мы сами вовлечены в процесс создания мнемотехник. Ведь ассоциации, которые мы придумываем, индивидуальны. Тогда мнемотехника – зеркало восприятия информации личности. Через логику, звуки, движения, тип мышления.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

  1. ЯРКОСТЬ. Не боимся абсурдных образов. Чем необычнее, тем лучше. Например, балерина Капучино :).
  2. АССОЦИАТИВНОСТЬ. Новая информация, обязательно связывается с чем-то знакомым.
  3. УПОРЯДОЧЕННОСТЬ. Связи – ключевые элементы, если необходимо запомнить последовательность. Это особенно важно при изучении исторических событий и периодизаций.
  4. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ. Если созданный образ вызывает эмоции, особенно позитивные, он, безусловно, усилит запоминание.

НЕСКОЛЬКО ПРИЁМОВ

1 АББРЕВИАТУРЫ И АКРОНИМЫ. Нам нужно создать слова, фразы, предложения из первых букв понятий, которые нужно запомнить. Например, алгоритм первой помощи ABCD. Он используется, чтобы вспомнить порядок действий при оказании первой медицинской помощи.

Визуализация метода ABCD.

A – Airway (проходимость дыхательных путей);
B – Breathing (дыхание);
C – Circulation (кровообращение);
D – Disability (оценка неврологического статуса).

2 РИФМЫ И РИТМЫ. Мы легко запоминаем ритмичные строки потому, что они активируют слуховую память. Это хорошо работает и в сложных темах, где важна последовательность и формулировка. Например, запоминаем последовательность цифр в числе ПИ при помощи стихотворения.

Чтобы нам не ошибиться,
Надо правильно прочесть:
«Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть».

3 МЕТОД ЦИЦЕРОНА (ДВОРЕЦ ПАМЯТИ). Здесь Мы мысленно размещаем элементы информации в хорошо знакомом пространстве. Например, дом или дорога до учёбы. Каждое слово теперь якорь, на который мы “цепляем” нужную информацию. Допустим, нам нужно запомнить список продуктов для покупки. Представляем их в собственной квартире:

На коврике у входа лежит гигантское яйцо;
В шкафу в прихожей — куб сыра;
У подоконника — яблоки вместо цветов;
В ванной вместо воды — молоко.

4 ОБРАТНЫЕ СВЯЗИ. Здесь мы соединяем два элемента в образ. Например, слова, термины, значения, визуальные ассоциации. Чем ярче и абсурднее, тем лучше работает техника. Допустим, французское слово pomme – яблоко, связываем с образом гнома. На мятом яблоке сидит крошечный гном с флагом Франции. Это поможет запомнить слово на французском.

УСИЛИВАЕМ ЭФФЕКТ

Так как мнемоника развивается через тренировки, попробуем разобрать несколько упражнений, которые прокачивают память.

  1. ПРОСТЫЕ ЗАДАЧИ. Начинаем с коротких списков. Например, связываем 5-10 слов в образную историю.
  2. СОБСТВЕННЫЕ АССОЦИАЦИИ. Безусловно, свои образы запоминаются лучше, чем чужие.
  3. “ДА!” КОНКРЕТНОМУ, “НЕТ!” АБСТРАКТНОМУ. Пытаемся визуализировать даже самые непонятные и сухие термины;
  4. РЕГУЛЯРНОСТЬ. Выделяем 5-10 минут в день, чтобы придумать новые образы.
  5. ИГРА. Придумываем сцены для запоминаний, где участвуют выдуманные персонажи или предметы.
02.10.2025
Анна Круглова

Подпишись на рассылку и получи чек-лист по подготовке к ЦТ:
Оставь свой e-mail и каждую пятницу получай самые важные, нужные и обсуждаемые материалы из блога о ЦТ и подготовке. Подписывайся, чтобы ничего не пропустить!
Подпишись на рассылку и получи чек-лист по подготовке к ЦТ:
Оставь свой e-mail и каждую пятницу получай самые важные, нужные и обсуждаемые материалы из блога о ЦТ и подготовке. Подписывайся, чтобы ничего не пропустить!
*Отправляя персональные данные, вы принимаете политику конфиденциальности.