В школе конспект является обязательной частью обучения: учителя проверяют его и ставят отметку. Однако, для абитуриентов, конспект имеет принципиальную значимость. Если он составлен правильно – наиболее сложные темы хорошо выделяются и складываются в логические сюжеты. То есть подготовка к поступлению становится легкой и эффективной.
Конспект помогает:
Рассказываем про новые эффективные методики ведения конспектов. Их объединяет творческий подход, четкая структура и лёгкость подачи.
Приём основан на визуализации информации. Слушатель фиксирует материал, а затем добавляет к нему изображения, стикеры, эмодзи, которые помогают раскрыть тему. Итак, скетч часто выглядит как комикс, где рисунок и текст – наравне.
Такая техника не позволяет сделать подробный конспект, однако информация в нем ясна и основана на перекрестных ссылках. Таким образом, листая скетч, человек способен вспомнить то, о чем говорилось на лекции.
Технику создали американские профессоры Джон Новак и Тони Бьюзен. Она позволяет воспринимать информацию сразу. Знания представлены в виде дерева-схемы. То есть: от корневого элемента (название темы) расходятся ветви (тезисы).
В центре страницы напишите основное понятие и обведите его в кружок. В течении лекции присоединяйте к нему остальные идеи, важные для темы. Это слова, ассоциации, рисунки, мысли. Уводите эти ветви в разные стороны. Более подробно о методе можно прочитать в книге Тони Бьюзена «Интеллект-Карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления».
Его разработал профессор Корнелльского университета Уолтер Паук. Вы записываете только самое важное, анализируете большие потоки информации. Лист А4 делится на несколько основных блоков.
Сверху запишите название и дату. Проведите вертикальную линию. В левой колонке будут основные тезисы и вопросы. В правой, более широкой – подробные пояснения этих вопросов. Оставляйте небольшое пространство между предложениями, если понадобится что-то записать. Нижний блок отделите горизонтальной линией. Там, в течении 24 часов после лекции, запишите словами самую важную мысль.
Суть приема в том, что каждый тематический блок вы помещаете в отдельный «бокс».
Нарисуйте несколько прямоугольников в хаотичном порядке. В каждый из них заключите подраздел темы, ключевые идеи, фразы слова.
Главный плюс – вы визуально воспринимаете только нужный аспект темы, то есть информация не путается. В итоге, прием подходит для запоминания иностранных слов, дат, событий, понятий.
Суть приема: вы излагаете тезисы от общего к частному. Выберите 4-5 важных моментов в лекции. В верхнем углу напишите основное понятие и тему. Используя отступы, к каждой новой теме добавляйте подтему. А к ним – более подробные тезисы и мысли.
То есть, получится длинный список с несколькими уровнями вложения. Для маркера используйте стрелки, буквы, точки. Плюсы: хорошая организация записи и видна взаимосвязь между элементами темы.
Его разработал канадский коуч Скотт Янг. Идея в том, что вы слушаете лекцию, развивая свои идеи и ассоциации. После записи ключевых тезисов по теме, необходимо проанализировать информацию. Записывать можно в форме таблиц, схем, рисунков. Это помогает усвоить материал сразу и понять, как можно применить новые знания на практике.
Эта техника похожа на обычное конспектирование. Отличие в том, что каждое предложение необходимо записывать с новой строчки и нумеровать. Это помогает не запутаться во время чтения конспекта. Чтобы установить связь между разными частями текста сделайте пометку. Например, «См. предложение № 2».
Такой конспект подходит для длинных лекций, когда преподаватель может перескакивать с одной мысли на другую.
Пробуйте разные приемы для разных предметов. Экспериментируйте через сочетание разных методов в одной лекции. Или изменяйте их, создавая свой. Главное, чтобы ваши приемы работали, то есть информация легко усваивалась и оставалась в памяти надолго.