Спецификация теста к ЦТ в 2022 году по учебному предмету «Биология»

1. Назначение теста — объективное оценивание уровня подготовки лиц, имеющих общее среднее образование и желающих продолжить обучение в учреждениях среднего специального или высшего образования Республики Беларусь.

2. Содержание теста соответствует Программе вступительных испытаний по учебному предмету «Биология» для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения высшего образования, I ступени или среднего специального образования, 2022 год, утвержденной приказом Министра образования Республики Беларусь от 11.11.2021 № 768.

3. Качество теста обеспечивается экспертизой тестовых материалов на предмет содержательной валидности, научной достоверности, системности, значимости, репрезентативности элементов содержания, комплексности и сбалансированности, соответствия заявленному уровню Сложности.

4. Эквивалентность вариантов теста обеспечивается их формированием в соответствии с едиными методическими требованиями и спецификацией, отбором заданий, которые имеют одинаковый уровень сложности и соответствуют одним и тем же элементам содержания курса биологии.

5. Типы заданий

Часть А включает задания закрытого типа, выполнение которых предполагает выбор правильного ответа из пяти предложенных. Часть В включает задания открытого типа, при выполнении которых необходимо сформулировать ответ и оформить его в виде слова (словосочетания), целого числа, последовательности цифр или сочетания букв и цифр.

6. Количество заданий в одном варианте теста – 44.

Часть А – 28 задания.
Часть В – 16 заданий.

7. Структура теста

Раздел 1. Общая биология — 22 задания (50 %).
Раздел 2. Многообразие органического мира —14 заданий (32 %).
Раздел 3. Человек — 8 заданий (18 %).

8. Уровни сложности

Задания в тесте распределяются по уровням сложности следующим образом:
I уровень — 2 задания (5 %);
II уровень — 8 заданий (18 %);
III уровень — 18 заданий (41 %);
IV уровень — 12 заданий (27 %);
V уровень — 4 задания (9 %).

9. Программный материал для разработки тестовых заданий

Раздел 1. Общая биология

  • Уровни организации жизни.
  • Организм и среда.
  • Человек в окружающей среде.
  • Размножение и индивидуальное развитие организмов.
  • Виды и популяция.
  • Экосистема – основная единица биосферы.
  • Биосфера – живая оболочка Земли.
  • Человек и биосфера.
  • Химические компоненты живых организмов.
  • Клетка — структурная и функциональная единица живых организмов.
  • Обмен веществ и превращение энергии в организме.
  • Роль регуляции и иммунной системы в поддержании постоянства внутренней среды организма.
  • Наследственность и изменчивость организмов.
  • Селекция и биотехнология.
  • Эволюция органического мира.

Раздел 2. Многообразие органического мира

  • Классификация организмов. Принципы систематики. Основные систематические категории.
  • НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ
  • Вирусы. Бактериофаги.
  • ДОЯДЕРНЫЕ ОРГАНИЗМЫ (ПРОКАРИОТЫ)
  • Бактерии. Цианобактерии.
  • ПРОТИСТЫ
  • Общая характеристика протистов как эукариотических организмов.
  • Гетеротрофные организмы.
  • Автотрофные протисты.
  • Автогетеротрофные протисты.
  • Многоклеточные протисты.
  • ГРИБЫ
  • Общая характеристика грибов.
  • Шляпочные грибы.
  • Плесневые грибы и дрожжи.
  • ЛИШАЙНИКИ
  • РАСТЕНИЯ
  • Основные признаки растений.
  • Споровые растения.
  • Мхи.
  • Папоротники.
  • Семенные растения.
  • Общая характеристика голосеменных.
  • Общая характеристика покрытосеменных.
  • Корень. Видоизменения корня.
  • Побег. Стебель. Лист. Видоизменения листа.
  • Видоизмененные побеги.
  • Вегетативное размножение растений.
  • Цветок. Плоды. Семя.
  • Отличительные признаки однодольных и и двудольных растений.
  • Дикорастущие и культурные растения.
  • Выращивание растений.
  • ЖИВОТНЫЕ
  • Общая характеристика животных.
  • Тип Кишечнополостные.
  • Тип Плоские черви.
  • Тип Круглые черви.
  • Тип Кольчатые черви.
  • Тип Моллюски.
  • Тип Членистоногие.
  • Класс Ракообразные.
  • Класс Паукообразные.
  • Класс Насекомые.
  • Тип Хордовые.
  • Общие признаки хордовых животных.
  • Надкласс Рыбы.
  • Класс Земноводные, или Амфибии.
  • Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.
  • Класс Птицы.
  • Класс Млекопитающие, или Звери.

Раздел 3. Человек

  • Клетки, ткани, органы и системы органов человека.
  • Нервная система.
  • Сенсорная система.
  • Эндокринная система.
  • Опорно-двигательная система.
  • Внутренняя среда организма.
  • Иммунная система.
  • Сердечно-сосудистая система.
  • Дыхательная система.
  • Пищеварительная система.
  • Выделительная система.
  • Кожа – покров тела.
  • Репродуктивная система.
  • Высшая нервная деятельность.

10. Объекты контроля

Ведущие идеи, закономерности, теории и законы, изучаемые в курсе учебного предмета «Биология»: многоуровневая организация ЖИВОЙ природы, биологическое разнообразие, взаимосвязь биологических систем между собой и с компонентами неживой природы, эволюция, целостность живых систем, взаимосвязь строения и функций, клеточная теория, эволюционная теория, законы наследственности.

Структурная и функциональная организация одноклеточных и многоклеточных организмов, биоценозов, биогеоценозов, экосистем, биосферы, популяция как структурная единица вида и эволюции.

Важнейшие биологические процессы и явления: преобразование веществ и энергии (биосинтез белка, фотосинтез, дыхание), деление клеток, размножение, питание, дыхание, передвижение, рост и развитие, наследственность и изменчивость организмов, закономерности действия экологических факторов, круговорот веществ и превращение энергии, механизмы видообразования, основные пути и направления эволюции.

Многообразие живых организмов, их классификация и характеристика основных групп организмов, роль разных групп организмов в природе и жизни человека.

Особенности строения и жизнедеятельности организма человека, предупреждение заболеваний, гигиена органов и систем органов, здоровый образ жизни.

Влияние человека на биосферу, экологические проблемы, сохранение биологического разнообразия, селекция живых организмов, ее основные методы, биотехнология, ее основные направления, охрана природы.

Решение биологических задач.

11. Время выполнения теста – 120 минут.

12. Результаты выполнения теста оцениваются согласно Методике подсчета результатов централизованного тестирования, утверждаемой Министерством образования Республики Беларусь.

Источник: rikc.by

 

05.09.2023
РУБРИКА ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ

Подпишись на рассылку и получи чек-лист по подготовке к ЦТ:
Оставь свой e-mail и каждую пятницу получай самые важные, нужные и обсуждаемые материалы из блога о ЦТ и подготовке. Подписывайся, чтобы ничего не пропустить!
Подпишись на рассылку и получи чек-лист по подготовке к ЦТ:
Оставь свой e-mail и каждую пятницу получай самые важные, нужные и обсуждаемые материалы из блога о ЦТ и подготовке. Подписывайся, чтобы ничего не пропустить!
*Отправляя персональные данные, вы принимаете политику конфиденциальности.