Программа вступительных испытаний по учебному предмету «Иностранный язык»(английский, немецкий, французский, испанский, китайский), 2020 год
Программа вступительных испытаний по учебному предмету «Иностранный язык»(английский, немецкий, французский, испанский, китайский), 2020 год
для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения высшего образования І ступени или среднего специального образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа вступительных испытаний по учебному предмету «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) предназначена для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения высшего образования І ступени или среднего специального образования.
Цель программы: помочь абитуриентам подготовиться к централизованному тестированию, повторить, обобщить, систематизировать наиболее важные блоки знаний и умений.
Вступительные испытания в учреждения высшего образования по учебному предмету «Иностранный язык» проводятся в виде стандартизированного теста, включающего задания на контроль навыков владения продуктивным языковым (лексическим и грамматическим) материалом и контроль понимания содержания письменных текстов. Содержание тестовых заданий определяется настоящей программой вступительных испытаний, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ АБИТУРИЕНТОВ
После окончания учреждений, реализующих образовательные программы общего среднего образования, абитуриент должен з н а т ь:
значения изученных лексических единиц (слов и наиболее частотных фразеологических сочетаний) и основные способы словообразования (аффиксация, словосложение) в пределах программных требований;
грамматические явления продуктивного и рецептивного минимума, правила их образования и употребления;
реалии культуры стран изучаемого языка в рамках предметно-тематического содержания программы, правила речевого поведения.
понимать грамматические явления продуктивного и рецептивного минимумов изучаемого языка в процессе чтения;
распознавать и корректировать лексические и грамматические ошибки в письменной речи;
извлекать информацию из частично адаптированных аутентичных текстов при чтении и интерпретировать ее;
прогнозировать содержание целого текста и его отдельных смысловых частей на основе фоновых знаний, знаний реалий, географических названий, имен собственных и др.;
использовать опоры (сноски, комментарии к тексту, схемы, таблицы, графики и др.);
использовать языковую и контекстуальную догадку;
игнорировать незнакомые слова, не влияющие на понимание основного содержания.
Абитуриент должен в л а д е т ь:
лексическими и грамматическими нормами изучаемого иностранного языка;
основными социокультурными нормами изучаемого иностранного языка;
умениями восприятия и понимания письменных частично адаптированных аутентичных текстов и интерпретации извлеченной информации.
ПРЕДМЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
Социально-бытовая сфера
Семья. Внешность и характер. Межличностные отношения. Друзья. Еда. Национальная кухня. Здоровый образ жизни. Распорядок дня. Помощь по дому. Покупки. Деньги. Одежда. Мир моды. Дом и квартира. Виды жилья. Город и деревня. Животные.
Учебно-трудовая сфера
Школьные принадлежности. Школа. Учеба. Расписание уроков. Урок иностранного языка. Школьные традиции. Образование. Выбор профессии.
Социально-культурная сфера
Праздники. Культурный досуг. Каникулы. Выходной день. Любимые занятия. Фильмы / Книги. Литература. Кино. Телепередачи. Музыка. Искусство. Современные средства коммуникации. Средства массовой информации. Спорт. Путешествия. Молодежь и общество. Международное сотрудничество. Национальный характер.
Социально-познавательная сфера
Страны и континенты. Путешествие по разным странам. Туризм. Республика Беларусь и страны изучаемого языка. Природа. Времена года. Погода и климат. Экология. Обычаи и традиции Республики Беларусь и стран изучаемого языка. Наука и техника. Выдающиеся люди Республики Беларусь и стран изучаемого языка. Социокультурный портрет Республики Беларусь и стран изучаемого языка.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ КАК ВИДОМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Абитуриенты должны уметь читать тексты, соответствующие по языковой сложности требованиям учебной программы для учреждений общего среднего образования, с разными целевыми установками:
понимать основное содержание частично адаптированных аутентичных художественных, научно-популярных и публицистических текстов, содержащих до 4 % незнакомых слов, о значении которых можно догадаться; объем текста до 2500 печатных знаков с пробелами;
полно и точно понимать содержание частично адаптированных аутентичных художественных, научно-популярных и публицистических текстов, содержащих до 3 % незнакомых слов; объем текста до 2000 печатных знаков с пробелами.
При контроле умений чтения в зависимости от цели учитываются:
полнота понимания: правильность определения темы текста, установление фактов, событий и причинно-следственных связей между ними;
глубина понимания читаемого: понимание идеи текста, точки зрения автора и его отношения к событиям и действующим лицам.
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОДУКТИВНОГО ВЛАДЕНИЯ
Лексика
Задания вступительных испытаний предусматривают активное владение 1970 лексическими единицами, входящими в языковой минимум учебных программ для учреждений общего среднего образования.
действительные и страдательные причастия в функции определения: exciting/excited, worrying/worried, boring/bored, interesting/interested, disappointing/disappointed, surprising/surprised, frightening/frightened.
Грамматика
М о р ф о л о г и я
Имя существительное
Исчисляемые и неисчисляемые имена существительные. Имена существительные, которые бывают как неисчисляемыми, так и исчисляемыми: coffee,tea,juice,soup,paper,work,hair. Единственное и множественное число.
Образование множественного числа:
по правилам;
путем чередования корневой гласной: a man – men, a woman – women, a mouse – mice, a foot – feet, a tooth – teeth, a child – children, a goose – geese;
путем изменения конечных -f (-fe) на -ves: half, knife, leaf, life, loaf, self, shelf, wife, wolf.
Множественное число сложных имен существительных, например, grown-ups, boyfriends, sisters-in-law.
Имена существительные, совпадающие по форме в единственном и множественном числе: a fish – two fish, a deer – five deer, a sheep – a lot of sheep, a bison – two bison, a species – some species, a means – means.
Имена существительные, оканчивающиеся на -s, употребляемые в единственном числе: названия школьных предметов и наук: mathematics, physics, phonetics, politics, economics; названия видов спорта: gymnastics, athletics.
Имена существительные, употребляемые только во множественном числе: clothes, trousers, jeans, tights, shorts, pyjamas, glasses, scissors, police, stairs, goods.
имен существительных в единственном и множественном числе;
нескольких имен существительных, например, Jack and Jill’s wedding, Jake’s and Peter’s bikes;
имен существительных, обозначающих группу людей: family, class, group, team, party, government, company, organi(s)zation, например, the government’s decision, the company’s success;
в выражениях, обозначающих период времени или пространство, например, today’s newspaper, the city’s area.
Артикль
Основные случаи употребления определенного и неопределенного артиклей. Нулевой артикль.
Употребление артикля с:
географическими названиями (стороны света, континенты, страны, города, горы, острова, океаны, моря, реки, озера);
названиями улиц, проспектов, площадей, парков;
названиями приемов пищи, продуктов питания, блюд;
названиями видов спорта, спортивных соревнований;
названиями музыкальных инструментов;
субстантивированными именами прилагательными the rich, the poor, the young, the old, the sick, the strong, the weak, the elderly, the homeless;
именами собственными (названия кинотеатров, театров, газет, музеев, картинных галерей, фамилии (в форме мн. ч.), называющие всю семью в целом, кроме исключений из правил).
Устойчивые словосочетания с:
неопределенным артиклем – an only child, as a rule, as a result, for a while, for a long (short) time, in a hurry, once a year/a week/a month, it’s a pleasure, it’s a pity,to be a success, to do smb. a favour, to give a hand, to go for a walk, to have a bath/a shower/a wash, to have a cold, to have a headache(a stomachache, a sore throat),to have a look, to have a rest, to have a good time, to tell a lie;
определенным артиклем – all the same,at the seaside, at the doctor’s,at the baker’s, at the chemist’s,by the way, in the morning, in the afternoon, in the evening, in the country, in the past, in the present, in the distance, in the street,in the jungle, just the same,onthewhole,outofthequestion,on the one hand…on the other hand, on the right (left),the other day, the day after tomorrow, the day before yesterday, the only (place), thesameopinion, to the right (left), the more…the better; to be under the weather, to do the dishes, to go to the theatre (the cinema), to go to the country, to lay the table,to listentotheradio, to make the bed, to pass the time, to play the piano (the guitar, the violin, etc.),to tell the truth, to weather the storm;
нулевым артиклем – at breakfast (dinner, lunch, supper),at home (school, college), at night, at present, at sunrise, at sunset,at war, at work,at first sight, at times, by accident,by chance, by day, by heart, by mail/by email, by mistake, by name, by night, by phone, by post,day after day, day by day, for fun, for information, for pleasure, for relaxation, from beginning to end, from east to west, from left to right, from morning till night, from town to town, from time to time, hand in hand, in conclusion, in detail, in fact, in trouble,in love, in town, in time,on business, on foot, on fire, on holiday, on sale,on time, to be at home/school/college/work, to bein bed,to beinhospital, to be sent to prison/to be in prison, to bear in mind, to do research, tohavebreakfast/lunch/dinner/supper, to have great fun,to have toothache,to go/(travel, come, arrive) by bus/(car, boat, ship, plane, train), to go by water (air, sea, land), to go to sea, to go home, to go to school, to go to church, to go to bed, to go shopping (sightseeing), to go to town,tokeephouse,to leave school/home, to leave town, to make use of, to make friends, to pay attention to, to play chess (football, tennis, hockey, etc.), to speak English (но the English language), to study mathematics/physics/history (но: the history of art), to take care, to take part, to take place, to tell lies, towatchtelevision.
Имя прилагательное
Степени сравнения имен прилагательных:
образование по правилам;
особые случаи образования – good,bad,little,many,much,far,near,old.
Усиление сравнительной степени имен прилагательных: alot,much,far,abit,alittle(longer).
Имя числительное
Количественные и порядковые имена числительные. Обозначение времени и дат. Субстантивированные имена числительные: hundreds of, thousands of, millions of, a dozen (eggs).
Местоимение
Личные местоимения, объектный падеж личных местоимений; притяжательные местоимения, абсолютная форма притяжательных местоимений; указательные местоимения; возвратные местоимения; неопределенные местоимения (some,any, much, many, other, another, no, neither, either, none) и их производные (something, somebody, anything,anybody,nothing,nobody); вопросительные (who,that,whom,whose,which,what,where,why,when) и относительные местоимения (who, that, whom, whose, which).
Глагол
Временные формы глагола:
Действительный залог:
the Present Simple, the Past Simple, the Future Simple;
the Present Continuous, the Past Continuous;
the Present Perfect, the Past Perfect;
the Present Perfect Continuous;
the Future-in-the-Past;
Cтрадательный залог:
the Present Simple Passive, the Past Simple Passive, the Future Simple Passive;
Used to do, be used to doingдля выражения привычных действий
Модальные глаголы и их эквиваленты:
модальные глаголы c Indefinite Infinitive – can, could, may, might, must, should;
эквиваленты модальных глаголов – to be able to, to have to
Неличные формы глагола:
инфинитив с частицей и без частицы to;
герундий после глаголов to enjoy, can’t stand, to mind, to finish, to start,to remember, to stop, to regret, to like, to love, to hate, to be good at, to be interested in;
герундий после глаголов с предлогами.
Наречие
Степени сравнения наречий. Отдельные случаи употребления наречий – too,enough,also.
Предлог Предлоги места, времени, направления движения. Предлоги с глаголами, прилагательными и существительными.
Подчинительные союзы: because, when, till (until), since, after, before, as soon as, if, though (although), so that, in spite of, despite, as, for, in case;Союзные слова: who,whom,whose,which,that,what,where,when,why в различных видах сложноподчиненных предложений.
С и н т а к с и с
Образование и употребление различных типов предложений:
повествовательные предложения в утвердительной и отрицательной формах;
вопросительные предложения – общие, альтернативные, специальные, разделительные вопросы;
побудительные предложения в утвердительной и отрицательной формах;
безличные предложения с формальным подлежащим it;
предложения с оборотом tobegoingto;
предложения с вводной конструкцией Thereis/Thereare;
сложносочиненные предложения;
сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, дополнительными, сравнительными, обстоятельственными причины, реального условия и времени, уступительными.
Порядок слов в предложении.
Прямая и косвенная речь.
ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РЕЦЕПТИВНОГО ВЛАДЕНИЯ
(может использоваться только в текстах для чтения)
Лексика
Задания вступительных испытаний предусматривают, наряду с владением активным лексическим минимумом, узнавание и понимание 1310 лексических единиц в процессе чтения.
Словообразование
Суффиксы имен существительных:
–dom, –hood, –ism, –ese;
Cуффиксы имен прилагательных:
–ent, –ant.
Префиксы глаголов:
dis-,mis-,over-.
Грамматика
М о р ф о л о г и я
1. Имя прилагательное
Составные имена прилагательные.
2. Местоимение
Относительные местоимения: what,where,why,when.
3. Глагол
Временные формы глагола
действительный залог: the Future Continuous, the Past Perfect Continuous, the Future Perfect Continuous;
страдательный залог: the Present Continuous Passive, the Present Perfect Passive, the Past Continuous Passive, the Past Perfect Passive.
Сослагательное наклонение.
Согласование времен.
Модальные глаголы can‘t,could,may/might,must с различными видами инфинитива для выражения предположения о возможности/невозможности выполнения действий.
С и н т а к с и с
Краткие структуры согласия/несогласия SodoI/NeitherdoI.
Сложноподчиненные предложения с придаточными нереального условия, относящегося к настоящему, будущему или прошедшему; смешанный тип.
Косвенные вопросы.
Сложное подлежащее после глаголов to say, to know, to believe, to think, to consider, to expect.
Сложное дополнение после глаголов to see, to hear, to feel, to want, (would) like, to let, to make.
Подпишись на рассылку и получи чек-лист по подготовке к ЦТ:
Оставь свой e-mail и каждую пятницу получай самые важные, нужные и обсуждаемые материалы из блога о ЦТ и подготовке. Подписывайся, чтобы ничего не пропустить!
Подпишись на рассылку и получи чек-лист по подготовке к ЦТ:
Оставь свой e-mail и каждую пятницу получай самые важные, нужные и обсуждаемые материалы из блога о ЦТ и подготовке. Подписывайся, чтобы ничего не пропустить!