Игорь Карпенко, министр образования Беларуси, поучаствовал в пресс-конференции агентства БЕЛТА, на которой ответил на вопросы о вступительной кампании 2018 в вузы и колледжи.
—Какие изменения ожидают абитуриентов-2018/19гг.? Будет ли изменена методология оценки ЦТ и повышен нижний порог баллов на ЦТ?
— Что касается пороговых, т.е. минимальных, баллов на ЦТ, они уже изменены. Возможно, в будущем мы перейдем к новой методологии оценки тестовых испытаний при поступлении в высшие учебные заведения. Сегодня мы используем методологию рейтинга.
Многие учащиеся школ, а в будущем абитуриенты, их родители, а иногда и сами учителя не понимают, как выпускник, который имеет 8 по математике и по идее должен получить 80 баллов или хотя бы 70-75 на вступительном испытании, по тесту на ЦТ получает 45 баллов. Возникают вопросы.
Рейтинг выводится специальной компьютерной программой, это очень сложный механизм. С точки зрения рейтинга как раз эти 45 баллов могут соответствовать оценке выпускника за курс общей средней школы, но людям это непонятно.
Сегодня в мире существуют и другие методики. Мы их внимательно изучили, в том числе у наших ближайших соседей. Республиканский институт контроля знаний (РИКЗ) разработал новую методологию оценки тестов централизованного тестирования.
—Какие изменения могут быть приняты для поступающих на заочную форму обучения?
— Изменения касаются требований о наличии стажа работы не менее 10 месяцев в должности или по профессии либо занятия предпринимательской деятельностью для лиц, имеющих общее среднее образование, при поступлении для получения образования в заочной или вечерней форме. То есть раньше даже выпускник школы мог поступать на заочное. В будущем планируется ввести обязательное требование о стаже работы. Если абитуриент не поступил на стационар, он идет работать. Отработав 10 месяцев, может, продолжая работать, претендовать на заочное обучение.
—Какие дополнительные экзамены могут быть предусмотрены для абитуриентов?
— Есть специальности, по которым нужно проверить какие-то навыки, допустим, по иностранному языку. Недостаточно сдать тест, надо еще посмотреть, насколько человек владеет устной речью, насколько у него грамотное произношение. Возможен такой экзамен. Перечень таких специальностей будет определяться Министерством образования. Это будет тоже известно заранее. Соответственно, будут разработаны программы таких вступительных испытаний и формы контроля, чтобы избежать злоупотреблений. Это не значит, что по всем специальностям так будет, но по некоторым — возможно. По ряду специальностей может появиться так называемое предварительное профессионально-психологическое собеседование. Например, при поступлении на специальности, требующие наличия особых управленческих навыков. Опять же перечень специальностей будет установлен соответствующим постановлением и об этом будет известно заранее.
— Мы немного упорядочим систему льгот при поступлении. Так, перечень лиц, имеющих преимущественное право на зачисление при равной общей сумме баллов, будет дополнен некоторыми категориями.
Речь идет о гражданах, прошедших срочную военную службу и службу в резерве. То есть при прочих равных они будут иметь возможность преимущественного зачисления. Инвалиды 1-й и 2-й групп, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет тоже получат при прочих равных такую льготу — преимущественного права зачисления.
Это же касается абитуриентов, которые имеют профессионально-техническое образование и стаж работы по избранному профилю, направлению, образования не менее 1,5 года на дату подачи документов в приемную комиссию вуза. Это будет стимулировать к тому, чтобы абитуриенты выбирали совершенно разные форматы движения: необязательно через профильный класс общего среднего образования, а выход через профтехобразование, когда можно поработать в системе, ощутить на себе профессию и пойти по этому профилю на более высокий уровень образования, при этом получать определенную льготу.
Так как отдельные нормы потребуют от абитуриентов дополнительной подготовки (дополнительного вступительного испытания для лиц, поступающих на требующие наличия особых практических навыков специальности), наличия трудового стажа (для поступления на заочную, вечернюю форму получения образования), предполагается, что эти изменения могут вступить в силу не ранее 2019 года.
Еще раз повторю, что каких-то неожиданностей в этом году ждать не стоит. Программы вступительных испытаний есть, требования прописаны, цифры приема к 1 апреля обнародуем. Надо готовиться.
—После подписания главой государства соответствующих документов о развитии IT-страны, IT-экономики, естественно, система образования не может находиться в стороне. Мы отслеживаем потребность рынка труда, работаем во взаимодействии с Министерством экономики, Министерством труда и социальной защиты. Понятно, что цифры на IT-специальности в определенных учебных заведениях будут увеличены как на бюджетную, так и на платную форму обучения.
Вместе с тем мы хотели бы эту тему более серьезно обсудить. В ближайшее время, где-то в начале апреля, проведем совместную коллегию Министерства образования, Министерства связи и информатизации с руководством Парка высоких технологий, а также ректоров соответствующих вузов, директоров средних специальных учебных заведений, где открыты IT-специальности.
Цель — обсудить не только цифры приема и подходы к формированию потребности в таких кадрах, но и посмотреть на содержание этого образования.
Цифры приема будут доведены до общественности до 1 апреля текущего года. На каждом сайте высшего учебного заведения, учреждения среднего специального образования вы сможете увидеть цифры приема на все специальности, и не только в сфере IT. Это касается как бюджетной формы обучения, так и платной.