В 1940 году Михаил Булгаков закончил роман «Мастер и Маргарита», над которым он работал в общей сложности 12 лет. Книга в книге была опубликована в 1969 году в Германии, а на родине писателя роман вышел в 1973 году.
Давайте проверим, как хорошо вы знаете, кто такой Понтий Пилат, и чтобы произошло, если бы мастер не встретил Маргариту.
Роман начинается с того, что в Москве, на Патриарших прудах, Михаил Берлиоз, председатель профсоюза литераторов, и поэт Иван Бездомный спорят на тему существования Христа. К их эмоциональному спору подключается прохожий незнакомец. Непонятно, француз он, англичанин или немец. Сам иностранец говорит, что он немец, но как-то не очень в это верится. Незнакомец задает вопрос:
«Ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?»
Ответ «сам человек и управляет» то ли немца, то ли англичанина не устроил, поэтому, в доказательство того, что человек не может вершить свою судьбу, в деталях описывает смерть Берлиоза, которая произойдет уже весьма скоро, потому что Аннушка уже разлила подсолнечное масло. Незнакомец объясняет, что он специалист по черной магии и начинает свой рассказ о Понтие Пилате.
Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, вынужден в Пасхальные дни с сильной мигренью разбирать на суде дело странствующего проповедника Иешуа Га-Ноцри. Молодой проповедник обвиняется в том, что он призывал разрушить иерусалимский храм. После беседы, Понтий Пилат проникается к обвиняемому, ведь он умен, добр и призывал людей верить в любовь и истину вместо старой религии. Тем более, проповедник смог снять головную боль прокуратора. Он хочет его помиловать, чтобы и дальше использовать его врачебный дар в своих интересах. Прокуратор Иудеи не может принимать такое решение один, поэтому он обращается за разрешением к иудейскому первосвященнику Каифу.
Если вы правильно ответили на первый вопрос, то явно помните, что диалог Берлиоза, Бездомного и незнакомца заканчивается смертью Берлиоза. Он собирается пересечь трамвайные пути, но поскальзывается на разлитом подсолнечном масле и летит на рельсы. Испуганный поэт пытается призвать к ответу иностранца, но тот делает вид, что его не понимает и уходит со своим спутником и большим черным котом. Бездомный отправляется на его поиски, но все заканчивается тем, что он попадает в лечебницу.
Привезённый в психбольницу Бездомный страшно бушует там, обзывая подошедшего к нему доктора «вредителем», а посланного сопровождать его из «дома Грибоедова» поэта Рюхина — «балбесом, бездарностью и типичным кулачком, маскирующимся под пролетария». Иван бессвязно рассказывает, как «шпион, который лично беседовал с Понтием Пилатом, пристроил Мишу Берлиоза под трамвай», а потом пытается позвонить в милицию, чтобы вызвать «пять мотоциклетов с пулеметами для поимки иностранного консультанта». Бездомному делают успокаивающий укол. Он засыпает. Санитары относят его в одиночную палату № 117.
Берлиоз жил в квартире с директором театра Варьете Степой Лиходеевым. О квартире ходят слухи, что все ее жильцы бесследно и таинственно исчезали. В квартире Лиходеев не один. Воланд и Азаззело говорят ему, что он в здесь лишний и в ту же секунду директор театра оказывается в Ялте.
Квартира Берлиоза пуста. Председатель жилтоварищества Никанор Иванович Босой сдает ее Воланду и получает за это деньги. Довольный Босой еще не знает, что Воланд уже дал указание от него избавиться. К Босому приходят с обыском и арестовывают за незаконное хранение иностранной валюты.
Тем временем приходит «привет» из Ялты, где оказался Лиходеев, как мы помним. Из уголовного розыска приходит телеграмма в театр с просьбой подтвердить личность. Финансовый директор театра Римский отправляет администратора Варенуху отнести эту телеграмму в милицию. По пути на него нападает большой черный кот.
Воланд и его свита отправляются в театр Варьете для того, чтобы узнать, изменились ли люди в Москве. Свое представление они начинают с философской беседы с Коровьевым. Коровьев показывает фокус с колодой карт, которая оказывается в кармане у зрителя. После этого с потолка начали падать монеты. Конферансье Бенгальский называет это массовым гипнозом. Зал в ответ предлагает оторвать Бенгальскому голову. Бегемот это желание исполняет. Воланд рассуждает над тем, что люди не изменились, а стали только хуже.
“Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…”
Бенгальскому возвращают голову и увозят в больницу.
К Ивану Бездомному в палату приходит незнакомец и рассказывает, что на Патриарших прудах он встретился с сатаной. В лечебницу он попал тоже из-за Понтия Пилата. Он был героем его романа. Незнакомец представился Мастером и начал рассказывать свою историю. Он выиграл сто тысяч рублей, ушел с работы и начал писать роман. Вскоре встретил свою любовь, которая поддерживала его в написании.
«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»
К сожалению, в печать взяли только отрывок из произведения и рецензии на него были критическими. Мастер медленно сходил с ума, попытался сжечь свой роман и оказался здесь. Свою возлюбленную он больше не видел.
В соседнюю палату попадает мужчина, который считает, что ему отрывали голову.
Администратор театра Веренуха возвращается ночью и рассказывает, что Степа не в Ялте, а в вытрезвителе. Римский замечает, что Веренуха странно причмокивает, очень бледный и не отбрасывает тень. Вампир после разоблачения прячется в комнате, где его ждет уже рыжая голая женщина. Римского спасает от смерти только петушиный крик. Он уезжает в Ленинград.
Максим Поплавский, дядя покойного Берлиоза, приезжает в Москву для того, чтобы получить его жилье в наследство. В квартире Поплавского встречают Коровьев и Бегемот, которые объясняют ему, что новой жилплощади ему в Москве не видать и вышвыривают его.
На этом гости в квартире не заканчиваются. Буфетчик театра Варьете Соков выслушивает претензии, что еда в буфете не пригодна для употребления. Он в ответ жалуется на то, что все деньги в кассе превратились в бумагу. Воланд и его свита, конечно же, ему сочувствуют, но параллельно говорят ему о том, что уже через 9 месяцев Соков умрет от рака печени. Испуганные буфетчик просит врача излечить его, платит за это, но деньги превращаются в винные этикетки.
В романе появляется Маргарита, возлюбленная Мастера, о котором уже шла речь ранее. Напомним, он находится в психлечебнице. Маргарита не забыла Мастера и жизнь с новым мужем не доставляет ей удовольствия. В день похорон Берлиоза Маргарита встречает в парке мужчину, который приглашает ее в гости, намекая на то, что там она сможет узнать про своего возлюбленного. Маргарита соглашается. Азазелло дает ей волшебный крем.
Намазавшись кремом дома, Маргарита молодеет и обретает способность летать. На прощание мужу она оставляет записку, что стала ведьмой и покидает его. Вечером Маргарита улетает на половой щетке. это все видит ее горничная Наташа и сосед снизу.
В квартире Воланда проходит бал. Тысячу погибших людей воскрешаются на одну ночь, чтобы прибыть на прием к сатане. Маргарита становится королевой этого бала.
За то, что Маргарита была на приеме, Воланд готов исполнить ее любое желание. Она просит, чтобы ей вернули его любимого. В ту же секунду в квартире появляется Мастер. Воланд восстанавливает его роман, ведь “рукописи не горят”. На прощание Мастера предупреждают, что его роман еще принесет сюрпризы. Влюбленные возвращаются
Если вы еще не забыли, то в романе есть и вторая линия. Про Понтия Пилата и Иешуа. Вернемся к ней. Начальник тайной службы Афраний докладывает прокуратору, что Иешуа и другие преступники были казнены. Понтий Пилат дает указ убить Иуду. Указ был выполнен.
Вернемся в Москву. Воланд, Азазелло, Коровьев и Бегемот устраивают пожар в квартире и в ресторане Грибоедова, призывают людей к протестам.
Воланд и Азазелло беседуют на террасе одного из московских зданий, глядя на город. К ним является Левий Матвей и передает, что «он» — имеется в виду Иешуа — прочел роман мастера и просит Воланда подарить автору и его возлюбленной заслуженный покой. Воланд велит Азазелло отправляться к ним и все устроить.
Мастер не хочет, чтобы Маргарита оставалась с ним, потому что может пропасть, но Маргарита верит Воланду и вместе с Азазелло они уговаривают его исчезнуть. На черных конях они уносятся в небо. Роман по наставлению Мастера должен дописать Бездомный.
В свете луны все меняют свое обличье. Черный кот Бегемот становится молодым юношей, Азазелло — демон-убийца, у Мастера появляются шпоры и седая коса. Перед собой они видят Понтия Пилата с собакой, который уже две тысячи лет сидит и не может пойти дальше, потому что роман Мастера так и не был дописан. Мастер освобождает его и тот уходит по дороге, где его уже ждет Иешуа.
Самого же мастера и его возлюбленную ждет, как и было обещано, покой.
«Неужто вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула? Туда, туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет», – так описывает его Воланд. «Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я», – подхватывает Маргарита.
Сам же мастер чувствует, что кто-то отпускает его на свободу, как сам он только что отпустил Пилата.