Память — сложный механизм, который связан с мозгом. Бывало такое, что после ответа у доски, стихотворение сразу забывалось? У нас тоже. Именно поэтому мы решили разобраться в проблеме и узнать, как учить так, чтобы не забыть. Для этого мы обратились к психологу Николаю Козелу.
Николай Козел
эксперт-психолог
Все люди делятся на сов, жаворонков и голубей. Голуби очень редко используют для интерпретации, но такие люди тоже есть. Если человек — сова, то, как правило, он поздно засыпает и поздно просыпается. Человек с таким распорядком дня будет сталкиваться с тем, что пик его работоспособности, а, следовательно, и запоминания приходится на вторую половину дня. Если вам очень сложно вставать рано утром и необходим еще час в школе на подготовку к работе, то вы точно сова.
У жаворонков мозговая активность лучше с утра, поэтому такие люди лучше запоминают информацию в первой половине дня, но вечером очень быстро устают.
Голуби — это люди, которые больше ориентированы на дневное время. В большей части — это люди, у которых дневное время является благоприятным для изучения.
Второй важный пункт — это отдых. Человек должен позаботиться о том, что необходимо давать мозгу перерыв. Питание мозга будет определять то, как долго информация будет в нем храниться. Самое лучшее питание для мозга — это кислород. Поэтому когда речь идет о подготовке к экзамену, то необходимо проветривать комнату и прогуливаться.
Память очень индивидуальна, поэтому есть люди, которые могут выучить материал за короткий промежуток времени, и он останется в голове надолго. Но даже для таких людей формула успешного запоминания очень проста: для хорошего запоминания необходимо больше времени, стоит также не забывать о повторении. У нашего мозга есть трафик. Когда он постоянно загружен, то начинается “чистка” ненужной информации. В таких случаях мы говорим, что просто переучили. Хотя на самом деле мы плохо выучили и наш мозг решил, что нам эта информация просто не нужна.
Для этого необязательно гуглить какие-то специальные методики. Здесь все очень просто: чтобы хорошо запоминать, нужно это постоянно делать. Человек может специально учить стихи, песни, какие-то образы, формулы и так далее. Для этого очень часто используют специальные карточки, если у человека визуальная память, например. Если тренировки нет, то объем памяти уменьшается.
Объемы памяти снижаются по причине того, что перед глазами у человека экран гаджета. Поэтому специалисты рекомендуют использовать бумажные носители, так нагрузка на мозг и зрение гораздо меньше.
Это не значит, что сейчас нужно выбросить электронную книгу и мобильный телефон. Если человек уже адаптировался к электронному варианту, то ничего менять не нужно, просто стоит хотя бы попробовать использовать другие виды источника информации.
Здесь опять же не стоит забывать, каждый организм уникален, поэтому если человек привык находиться постоянно в шуме, то и учить он там прекрасно сможет, но когда человек не привык к шумной обстановке, ему будет удобнее изучать материал в тишине. Но тут необходимо понимать, что работает мозг, и чем меньше информации поступает к нам, тем лучше мы ее запоминаем.
Многие сейчас постоянно использует наушники, которые утомляют мозг, перерабатывая музыку. Если долго слушать музыку, а потом сесть читать, то человек будет чувствовать себя уставшим, хотя ему будет казаться, что он ничего не делал.
Лучше всего за несколько часов до начала обучения уменьшить количество информации, то есть не слушать музыку и не смотреть фильм.
Понятно, что одним будут легче даваться гуманитарные науки, другим — точные. Но есть определенные техники, которые помогут стать сверхчеловеком и одинаково легко понимать любой предмет. Для этого необходимо тренировать полушария. Если человек пишет правой рукой, то его левое полушарие развито лучше, у правши — левое. Для развития второго полушария нужно всего лишь делать какие-то простейшие вещи другой рукой. Например, учиться писать, открывать дверь или чистить зубы. Тогда оба полушария активизируются и любую информацию будут воспринимать хорошо.
Обязательно переписываете и повторяете вслух материал. Поэтому писать шпаргалки вручную — это полезно. Существует точка зрения, что лекция — это самая неэффективная форма подачи информации, но я с этим не согласен. Я считаю, что использование мультимедиа только отвлекает аудиторию. Каналы информации загружаются быстрее, мозг устает.