Основателем технологии тестирования многие считают англичанина Френсиса Гальтона, который в 1883 году опубликовал научный труд на тему человеческих способностей и способов их развития. Впервые методика тестов рассматривалась, как отрасль психологии. Американский психолог Кеттелл пошел еще дальше и использовал идеи статистического анализа для оценки результатов тестирования. Процедура стала частью научного эксперимента, а к ее проведению были сформулированы требования:
С начала прошлого столетия наука начала строго разделять тестирование на две отрасли – психологические и педагогические тесты. Главная задача вторых – объективно оценить успешность усвоения зданий по школьным дисциплинам за период обучения. Проведенные американским ученым Макколлом испытания помогли разделить учащихся на группы с примерно равными результатами. Именно такой методикой пользуются преподаватели на образовательных курсах, когда разделяют учеников на группы по начальному уровню владения предметом.
В 30-ых годах прошлого века тесты стали настолько популярными, что их начали использовать бесконтрольно. Некоторые пытались определять с их помощью даже уровень интеллекта. Отсутствие строгих стандартов и мнимое толкование результатов привели к тому, что в 1936 году тестирование в СССР было запрещено на государственном уровне. В западных странах такая форма оценки и контроля знаний развивалась и совершенствовалась.
С распадом СССР интерес к тестированию вернулся на прежний уровень. Уже в 1995 году в России открылся центр тестирования выпускников общеобразовательных школ. Полученные в ходе тестов оценки использовались и для итоговой аттестации, и для вступительных испытаний в вузы. В 2001 году внедрен эксперимент с единым государственным экзаменом (ЕГЭ), который до сих пор используется как единственная форма аттестации выпускников.
В Беларуси централизованное тестирование стартовало чуть позже – в 1998 году, когда в качестве эксперимента были проведены испытания по русскому языку, математике и физике. В дальнейшем список предметов пополнялся новыми дисциплинами, а в 2000 году был открыт Республиканский институт контроля знаний, который отвечает за проведение ЦТ. До 2006 года тестирование проводилось до выпускных экзаменов в школе, а ученики могли использовать сертификаты в качестве оценки на уровне общего среднего образования. Сегодня ЦТ сдается в установленные сроки после окончания учебного года и является единственной формой вступительных испытаний. На отдельные специальности сохранились внутренние экзамены, но не по общеобразовательным дисциплинам.