Эффективные учебные стратегии для школьников

Мы знаем, что по эффективности способы изучения материала могут быть разными. Чаще всего они зависят от предметной области. То есть те, что помогают правильно употреблять артикли в иностранном языке, безусловно, отличаются от тех, что помогают запоминать даты в истории. Но есть ли некие общие способы обучения?  Будут ли они эффективно работать для запоминания фактов или решения алгоритмовых задач? Разбираемся на основе исследований Открытого университета Нидерландов.

КАК ОЦЕНИВАЛИ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНЫХ СТРАТЕГИЙ?

Исследователи выбрали те стратегии, чья эффективность была подтверждена ранее. Американский психолог Джон Дулонски провел с коллегами серию экспериментов. В результате отобрали пять стратегий:

  1. ПРАКТИКА ИЗВЛЕЧЕНИЯ;
  2. ПРАКТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ;
  3. ИНТЕРЛИВИНГ;
  4. ОБЪЯМНЕНИЕ САМОМУ СЕБЕ;
  5. ПРОРАБОТКА ТЕМЫ ПРИ ПОМОЩИ ВОПРОСОВ.

Далее авторы выясняли, какая из этих стратегий подходит для решения конкретных задач. Типы задач, или типы знаний, взяли из таксономии Блума:

  1. ЗНАНИЯ ФАКТОВ – термины, определения, правила, лексика, символы.
  2. ПРОЦЕДУРНЫЕ ЗНАНИЯ – владение алгоритмами действий и понимание того, какой нужно выбрать алгоритм.
  3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ – взаимосвязи между изученными элементами. Умение классифицировать и обобщать знания, применять теоретические модели.

В эксперименте участвовали учителя. Их спросили о том, какой тип знаний самый важный для их предмета. Вот что из этого вышло.

  1. МАТЕМАТИКА: важна база знаний из фактов. Например, арифметические действия, свойства фигур. Однако есть различия: для сильных учеников роль такой базы незначительна, так как правила они могут выводить логически. А вот слабым важно пошагово следовать им. Таким образом, при изучении математики нужно развивать у учеников процедурные знания. То есть научить их применять инструменты решения задач на практике.
  2. ЯЗЫКИ: база знаний из фактов важна, но она – не конечная самоцель. В данном случае педагоги формируют процедурные и концептуальные знания. Например, умение использовать язык и понимать связи объектов в нем. Однако важно иметь словарный запас и знать правила. Процедурные знания помогают разбирать предложения и писать тексты, а концептуальные помогают в понимании частей речи, склонений, спряжений.
  3. ГЕОГРАФИЯ: доминирующий тип здесь – концептуальные знания. География как комплекс демографических, экономических, социальных и политических фактов, требует понимания связей и переноса знаний из теоретических моделей. Каждый регион помещается в контекст знаний о климате, экономике, политике, природных зонах.

РАССМАТРИВАЕМ 5 ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ

1. ПРАКТИКА ИЗВЛЕЧЕНИЯ, ИЛИ САМОТЕСТИРОВАНИЕ

Суть такова: при повторении материала нужная информация вспоминается без учебника, то есть самостоятельно. Можно использовать тесты. Кстати, это будет эффективно для всех предметов ЦЭ и ЦТ.

Извлечение эффективно для усвоения фактов (термины, формулы, правила). А еще для понимания концепций между знакомой информацией и новой.

2. ПРАКТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

Длительное изучение нового материала дробится, как и его повторение, на несколько «заходов». Лучше проводить их в разные дни. Кстати, это касается и ваших домашних заданий: лучше выполнять их не накануне занятия в центре, а в течение недели, понемногу. Через эту практику лучше усваиваются иностранные слова, термины, правила решения, научные концепции. То есть практика применима почти ко всем предметам.

3. ИНТЕРЛИВИНГ, ИЛИ ЧЕРЕДОВАНИЕ 

В чем-то подход похож на предыдущий. Несколько тем изучаются попеременно, то есть к темам возвращаются. Такой подход полезен для усвоения концептуальных знаний. Например, для изучения классификаций в биологии или обществоведении. Чередование помогает разобраться в отличиях похожих объектов из разных категорий. Интерливинг полезен для освоения процедурных знаний в языке и математике: тренировки спряжений, разные подходы к решению задач.

4. ОБЪЯСНЕНИЕ САМОМУ СЕБЕ

Некоторые исследователи утверждают, что объяснить тему другому, полезнее, чем себе. Неважно: себе или другу. Суть в том, что ученик формулирует и проговаривает вслух то, что узнал. Кстати, это очень эффективно, если Вас впереди ждет устный экзамен. Например, как по истории Беларуси в 9 классе. Так пропадает боязнь отвечать перед комиссией. А ещё формируются концептуальные и процедурные знания. Например, понимание теорем в математике.

5. ПРОРАБОТКА ИЗУЧАЕМЫХ ТЕМ С ПОМОЩЬЮ ВОПРОСОВ

Некоторые исследователи утверждают, что объяснить тему другому, полезнее, чем себе. Неважно: себе или другу. Суть в том, что ученик формулирует и проговаривает вслух то, что узнал. Кстати, это очень эффективно, если Вас впереди ждет устный экзамен. Например, как по истории Беларуси в 9 классе. Так пропадает боязнь отвечать перед комиссией. А ещё формируются концептуальные и процедурные знания. Например, понимание теорем в математике.

Подход помогает при формировании концептуальных знаний. С ним проще изучать комплексные темы с большим количеством фактов.

В каждом предмете для разных типов знаний стоит комбинировать практики в зависимости от цели.

  1. ЕСЛИ ЦЕЛЬ УСВОИТЬ ФАКТЫ (слова, термины, формулы и т.д.) – практика распределения + практика извлечения;
  2. ПОЛУЧИТЬ ПРОЦЕДУРНЫЕ ЗНАНИЯ (решать задачи, делать упражнения) – практика распределения + интерливинг;
  3. СФОРМУЛИРОВАТЬ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ, ПЕРЕНЕСТИ НА НОВЫЕ ЗАДАЧИ (классифицировать объекты, понимать комплексы тем) – практика самообъяснения + извлечение + проработка тем при помощи вопросов.
24.01.2025
Анна Круглова

Подпишись на рассылку и получи чек-лист по подготовке к ЦТ:
Оставь свой e-mail и каждую пятницу получай самые важные, нужные и обсуждаемые материалы из блога о ЦТ и подготовке. Подписывайся, чтобы ничего не пропустить!
Подпишись на рассылку и получи чек-лист по подготовке к ЦТ:
Оставь свой e-mail и каждую пятницу получай самые важные, нужные и обсуждаемые материалы из блога о ЦТ и подготовке. Подписывайся, чтобы ничего не пропустить!
*Отправляя персональные данные, вы принимаете политику конфиденциальности.