Мы знаем, что по эффективности способы изучения материала могут быть разными. Чаще всего они зависят от предметной области. То есть те, что помогают правильно употреблять артикли в иностранном языке, безусловно, отличаются от тех, что помогают запоминать даты в истории. Но есть ли некие общие способы обучения? Будут ли они эффективно работать для запоминания фактов или решения алгоритмовых задач? Разбираемся на основе исследований Открытого университета Нидерландов.
Исследователи выбрали те стратегии, чья эффективность была подтверждена ранее. Американский психолог Джон Дулонски провел с коллегами серию экспериментов. В результате отобрали пять стратегий:
Далее авторы выясняли, какая из этих стратегий подходит для решения конкретных задач. Типы задач, или типы знаний, взяли из таксономии Блума:
В эксперименте участвовали учителя. Их спросили о том, какой тип знаний самый важный для их предмета. Вот что из этого вышло.
Суть такова: при повторении материала нужная информация вспоминается без учебника, то есть самостоятельно. Можно использовать тесты. Кстати, это будет эффективно для всех предметов ЦЭ и ЦТ.
Извлечение эффективно для усвоения фактов (термины, формулы, правила). А еще для понимания концепций между знакомой информацией и новой.
Длительное изучение нового материала дробится, как и его повторение, на несколько «заходов». Лучше проводить их в разные дни. Кстати, это касается и ваших домашних заданий: лучше выполнять их не накануне занятия в центре, а в течение недели, понемногу. Через эту практику лучше усваиваются иностранные слова, термины, правила решения, научные концепции. То есть практика применима почти ко всем предметам.
В чем-то подход похож на предыдущий. Несколько тем изучаются попеременно, то есть к темам возвращаются. Такой подход полезен для усвоения концептуальных знаний. Например, для изучения классификаций в биологии или обществоведении. Чередование помогает разобраться в отличиях похожих объектов из разных категорий. Интерливинг полезен для освоения процедурных знаний в языке и математике: тренировки спряжений, разные подходы к решению задач.
Некоторые исследователи утверждают, что объяснить тему другому, полезнее, чем себе. Неважно: себе или другу. Суть в том, что ученик формулирует и проговаривает вслух то, что узнал. Кстати, это очень эффективно, если Вас впереди ждет устный экзамен. Например, как по истории Беларуси в 9 классе. Так пропадает боязнь отвечать перед комиссией. А ещё формируются концептуальные и процедурные знания. Например, понимание теорем в математике.
Некоторые исследователи утверждают, что объяснить тему другому, полезнее, чем себе. Неважно: себе или другу. Суть в том, что ученик формулирует и проговаривает вслух то, что узнал. Кстати, это очень эффективно, если Вас впереди ждет устный экзамен. Например, как по истории Беларуси в 9 классе. Так пропадает боязнь отвечать перед комиссией. А ещё формируются концептуальные и процедурные знания. Например, понимание теорем в математике.
Подход помогает при формировании концептуальных знаний. С ним проще изучать комплексные темы с большим количеством фактов.
В каждом предмете для разных типов знаний стоит комбинировать практики в зависимости от цели.