Если брать сам процесс обучения, то факторы, влияющие на успеваемость, давно известны. Это мотивация, усердие, умственные способности, отсутствие стрессов. Безусловно, важную роль играют методика преподавания педагогов и адекватная самооценка. А что, если обратиться к неочевидным факторам? Влияет ли окружающая среда, погода и наше окружение на продуктивность? Разбираемся с выводами ученых разных стран за последние годы.
Австралийские ученые исследовали группы подростков 7-9 классов и подтвердили, что, если не завтракать перед учёбой, силы и желание заниматься будут хуже. Те, кто регулярно завтракал перед занятиями, чувствовали уверенность в своих силах. Кстати, интерес к занятиям у них был куда выше.
Безусловно, важно и качество завтрака. Завтрак с фруктами и овощами, молочными и белковыми продуктами, цельнозерновым хлебом улучшает настроение.
Итальянские исследователи изучали группы студентов в Милане. Был сделан вывод, что те, кто тратят на дорогу до университета 5 минут, учатся лучше всего. Те, кто добирались на занятия за 15 минут и больше, показали средний результат.
Когда студенческие общежития расположены близко к местам занятий, растет качество жизни учащихся. То есть, они не успевают уставать по дороге на учебу. А, значит, могут потратить силы на внеучебные активности.
В 2023 году американские ученые сравнивали поведение учеников 7-9 классов. Во-первых, у разных групп был разный вид из окон класса. У одних виднелись деревья, у других – только здания. Во-вторых, после трудного урока ребят отправили на 40-минутную прогулку. Одна группа гуляла в парке, а другая среди зданий в кампусе.
Исследователи нашли связь между природой и активностью: те ученики, что видели из окна деревья, проявляли меньшую агрессию. Также они опередили вторую группу в учёбе. После прогулки та группа, что гуляла по парку, эффективнее справилась с новыми сложными задачами.
Делаем вывод: взаимодействие с природой сбрасывает напряжение после умственной работы.
В штате Оклахома в США ученые исследовали влияние жары на результаты экзаменов. Оказалось, что слишком жаркая похода мешает школьникам сосредоточиться. Правда есть существенная деталь: только весной. Осеннюю жару ученики воспринимают как привычную после лета.
В Финляндии изучали связь между результатами школьных экзаменов и повышенным загрязнением воздуха в районе школ. Внимание уделялось количеству микродеспенсерных частиц – мельчайших пылинок, жидкостей и микроорганизмов. Выяснилось, оценки по большинству предметов не зависят от уровня загрязнения. Но в те дни, когда сдавали математику, микродеспенсерных частиц наблюдалось больше, а результаты экзаменов были ниже.
Психологи из Калифорнии провели эксперимент, который доказал: информация лучше повторяется в новой обстановке. Например, чтобы лучше запомнить материал, перечитайте параграф учебника в разных местах: дома, в классе, по дороге на учёбу. Детали среды могут служить ассоциативными подсказками и помогут вспомнить информацию, которую вы учили.
В Израиле учёные привлекли к эксперименту собак. Ученикам начальных классов с проблемами в чтении предложили почитать вслух питомцам. Это сработало: дети, читающие текст питомцам, заметно улучшили результат. Кстати, в отличие от чтения родителям и друзьям, ребята не стеснялись и получили внимательных слушателей. Это помогает и при подготовке к устным экзаменам: тренируйтесь рассказывать билеты вслух при помощи своих четвероногих друзей.
В Великобритании исследовали взаимосвязь физической активности и учёбы. Школьники, занимающиеся какими-либо видами спорта, показали лучшие результаты. Учёные объясняют это тем, что спорт учит нас общей выдержке и планированию. Активно развиваются программы, в которых занятия спортом чередуются с обучением на других предметах.
Учёные в Китае анализировали данные о количестве друзей школьников, взятые из опросов, и интеллектуальными способностями респондентов. Выяснилось, что высокий уровень развития памяти и языковые способности наблюдается у тех, кто имеет больше четырех друзей. Те, у кого в окружении меньше друзей имели проблемы с психологическим состоянием. Считается, что одиночество оказывает негативное влияние на растущего и развивающегося человека. А, значит, влияет и на процесс образования.
Немецкие ученые провели эксперименты с участием студентов. В них изучалась реакция на осанку преподавателя во время проведения онлайн-занятия. Открытая поза и ровная осанка воспринята студентами как энтузиазм и хорошие коммуникативные навыки. Когда преподаватель «закрывался» или сутулился, качества оценивали хуже. Сгорбленная поза говорит учащимся об отсутствии мотивации и интереса к занятию у преподавателя.
Некоторые студенты отмечали важность тембра голоса. Исследователи считают, что он может оказывать влияние память. Например, учащиеся скорее вспомнят лекцию, прочитанную «нестандартным» голосом. То есть высоким или низким. Бесспорно важно, чтобы соблюдался темп. Слишком медленная речь настораживает учащихся, снижает вовлеченность в лекцию и вовсе может вызвать сонливость.