Буллинг — слово само по себе неприятное. Собственно, как и тема в целом. Еще лет 10 назад о травле в школе говорили как о чем-то нормальном, как об обязательном элементе становления личности. Мол, трудности закаляют или «дети сами разберутся». Сегодня же об этом явлении говорят как о серьезной проблеме.
В 2018-ом году среди учеников белорусских школ в рамках исследования уровня образования PISA был проведён опрос о подвержении травле. И 19% десятиклассников указали, что за последний месяц они несколько раз сталкивались с буллингом (для буллинга характерны три признака: намеренность, повторяемость и неравность психологических или физических сил обидчика и жертвы — прим.ред.).
— В нашем учебном учреждение эта проблема стоит довольно остро. Учащиеся в основном парни, и они каждый день обзывают друг друга. Это как норма общения для них. Естественно, когда слышу, то делаю замечания, прошу прекратить, но доходит, к сожалению, до единиц… У ребят еще и возраст такой, что они думают, будто такой манерой общения выглядят в глазах других как-то круче. Надеюсь, когда подрастут, поймут, как ужасно себя вели. Считаю, что проблему могут решить только родители, отношение изменится только после правильного воспитания.
— Валерия, 23 года. Преподаватель в одном из колледжей г. Пинска
О том, что намеренная травля — явление серьезное, в прямом смысле подтверждают даже растения! Пару лет назад компания IKEA провела эксперимент в одной из школ Объединенных Арабских Эмиратов. Сотрудники компания установили в одном и том же месте два горшка с цветами. К обоим растениям были подведены колонки. Разница лишь в том, что для одного звучали комплименты, а для второго — издевательства. У цветов были одинаковые условия содержания: равное количество воды, света и удобрений. В итоге растение, для которого звучали оскорбления, завяло через 30 дней, а второе продолжило цвести и выглядело здоровым.
К слову, со стороны белорусского Министерства образования уже предпринимаются конкретные шаги, направленные на снижение буллинга. Так, например, 18 июня 2020 года в БГПУ состоялась онлайн-презентация белорусской модели «Дружественная и поддерживающая среда в учреждениях общего среднего образования», направленная на снижение буллинга, психологического и физического насилия среди участников образовательного процесса — учащихся, учителей, родителей. В новом учебном году в рамках экспериментальной деятельности данная белорусская модель будет внедряться в ряде школ страны. Модель состоит из семи шагов и будет способствовать формированию ценностей взаимного уважения у учеников школ и установлению системы мониторинга за их соблюдением, включению в процесс профилактики насилия родителей, учителей, представителей местных органов власти.
Что делать и куда обращаться, если ребенок стал жертвой буллинга в школе? Отвечает Екатерина Лобик, студентка БГПУ. Специальность: Социальная и психолого-педагогическая помощь
Обращаться нужно в школьную СППС (социальная и психолого-педагогическая служба), в нее входят педагог социальный и педагог -психолог. Последний должен один на один поговорить с ребенком, выяснить, что происходит, в чем корень проблемы, оказать психолого-педагогическую помощь ребенку, а затем начать вести работу с классом или с определенной группой людей, т. е. теми, кто травит ребенка. Поговорить с семьями обидчиков. Возможно, там кроется проблема. Ведь часто бывает, что буллингом занимаются те дети, которым не хватает заботы родителей (это семьи, находящиеся в социально опасном положении), или наоборот — ребенку позволяют все.
Ребята, которые подвержены буллингу, в основном закрытые и замкнутые. Они подолгу могут копить все обиды и ни к кому не обращаться, поэтому тут уже важно, чтобы классный руководитель заметил, что в классе что-то не так. Нерешенные психологические проблемы в школе чреваты проблемами с психоэмоциональным здоровьем в будущем