Учебные олимпиады — это интеллектуальные соревнования, которые проводятся для школьников с целью выявления и поддержки талантливых учеников в различных предметах и областях знаний. Они охватывают широкий спектр дисциплин, включая математику, физику, химию, биологию, литературу, историю и информатику. Эта хорошая практика для тех, кто отлично знает школьный предмет, у кого в багаже знаний намного больше, чем должно быть.
В данном материале мы расскажем тебе, какие плюшки есть у школьных олимпиад, поделимся мнением психолога и дадим несколько рекомендаций по подготовке к интеллектуальным соревнованиям.
О плюшках…
Участие в олимпиадах помогает развивать критическое мышление, аналитические способности и навыки решения проблем. Участие в таких «конкурсах» поможет получить нужные навыки для дальнейшей жизни. Помимо того, можно научиться работать в команде, публично выступать, принимать решения в критических ситуациях.
Олимпиады позволяют учащимся углубиться в темы, которые им по душе. Кроме того, можно расширить свой кругозор и стать более эрудированным. Также это прекрасная возможность научиться быть хорошим собеседником и заиметь «подвешенный» язык!
Здоровая конкуренция положительно влияет на ощущение себя в преддверии олимпиад. Конкуренция – как стимул к получению новых знаний. Конкуренция стимулирует участников углубляться в изучение предмета, развивать свои знания и навыки. Участие в соревнованиях может стимулировать учеников к более серьезному отношению к учебе и повышению своих результатов.
Многие олимпиады проводятся в командах, что развивает навыки сотрудничества и общения. Участники должны быть готовы поддерживать друг друга, делиться знаниями и помогать в решении проблем. Также это среда постоянного роста и работы над собой. Изучаем предмет, соревнуемся и в то же время учимся общаться и понимать друг друга, слаженно работать в команде.
Успехи на олимпиадах могут быть признаны на уровне школы, района или даже страны, что открывает двери для дальнейших возможностей, таких как стипендии или поступление в вузы. Известно, что для школьника как никогда важно признание учителя, друзей или родителей. Это придает уверенность в себе и своих силах. Поэтому победа на олимпиадах – отличная возможность поднять себе самооценку и стать более уверенным в своих силах.
Наверное, самое главное. Участники и призёры олимпиад могут иметь право на зачисление вне конкурса или на получение дополнительных баллов к результатам ЦЭ. Однако каждый вуз может устанавливать свои правила и условия для зачисления олимпиадников, поэтому важно ознакомиться с информацией на сайте конкретного учебного заведения.
А что говорит психолог?
– В целом, это обычные школьники. Иногда на них может оказывается давление извне: для них результат может быть не так важен. Но может быть и так, что такие учащиеся точно знают, чего хотят, определились со своим выбором в будущем.
– Конечно, лучше готовиться заранее. Повторить весь материал за несколько дней «до», или же разбить на несколько частей. Но не в коем случае не пытаться прыгнуть выше своей головы и тратить ночь на повторение материала. А перед самой олимпиадой можно с собой взять шоколадку – повысить активность мозга.
– Страх всегда связан с неизвестностью. Если школьник не понимает, что он будет делать после поражения, не знает, как отреагируют взрослые рядом с ним, не отвернутся ли от него сверстники, сможет ли он куда-то поступить, — тогда он будет бояться. А если у подростка нет ощущения, что после проигрыша он получит какой-то негатив в школе или дома, если он осознаёт: «Да, я проиграл, можно немножко отдохнуть, подготовиться к экзаменам и т.д.», — то и бояться он будет меньше. Поэтому тут важнее всего поддержать и проговорить, что жизнь на олимпиаде не кончается, что он может прийти к своей цели каким-то другим путём.
– Идеальная мотивация — внутренняя познавательная, когда школьнику настолько нравится предмет, что он готов целый год или даже несколько лет посвятить глубокому его изучению. Ребёнка может мотивировать, например, желание расширить круг общения, познакомиться с интересными людьми, сверстниками и преподавателями, которые увлекаются одним предметом. А вообще, если предмет по душе, то с мотивацией, как правило, проблем нет.
Пару советов при подготовке к олимпиаде..
Наверное, самое главное – это найти именно свое. Предмет, который тебе нравится. Если привить любовь к школьному предмету, тогда вся работа будет ощущаться легкой и интересной. А если же наоборот, участвовать в олимпиаде из-под палки, а тем более по нелюбимому предмету – все обречено на провал. Потому выбирай всегда только то, что тебе безумно нравится!
Любая олимпиада или конкурс – это важное событие для школьника. А как мы знаем любое событие – это новые эмоции, новые впечатления и чувства.
Перед тем как участвовать в конкурсе или олимпиаде, важно погрузиться в атмосферу. И это очень важный шаг, так как жизнь олимпиады когда-нибудь может стать частью вашей жизни.
Любая работа начинается с поиска нужной информации. Как правило, у учителя всегда все есть. Что осталось тебе – лишь научиться ей владеть!
Даже самое любимое занятие может надоесть. Если заниматься им изо дня в день. Поэтому так важно уметь себя перезагрузить! Меняй виды деятельности, отдыхай, хорошо ешь, уделяй время сну – тогда облегчишь себе процесс подготовки!
Понятно, что иногда совсем не хочется учиться, а уж тем более в двойном объеме. Но все же, даже в самые ленивые дни находи хоть полчаса для своего любимого предмета!
Твои достижения – плод твоей плодотворной работы. Поэтому не забывай хвалить себя и помни, что олимпиада – не достижение всей твоей жизни!