Поступить в университет – мечта многих школьников-абитуриентов. Мы пребываем в грезах и метаниях: как будем ходить на пары, чем будем заниматься в общежитии и как проводить беззаботные студенческие вечера. Но иногда в погоне за своими амбициями мы сбиваемся с пути и забываем, что действительно важно и интересно для нас. А иногда мы удовлетворяем чьи-то другие мечты, но не наши. Например, (очень простой и банальный), мечты наших родителей. К сожалению, тогда шансы получить профессию своей мечты сокращаются. И вот тогда наступает хаос. Хаос собственной жизни.
Читай нашу статью, где выпускники самых разных вузов делятся своими историями и почему считают, что университет нужно выбирать, полагаясь на свои желания и ощущения.
Анастасия, окончила филфак и в 26 лет чувствует себя «никем»:
«Я три года назад окончила филфак по специальности «преподаватель-филолог и переводчик». И как бы радужно это не звучало, работу у себя в городе я так и не смогла найти, а в школу идти совсем не хотела. Нашла какую-никакую работу администратором в салоне красоты. Конечно, заработная плата оставляла желать лучшего, да и сам салон закрылся через месяц. Я опять столкнулась с такой же проблемой: где найти работу? Одногруппник предложил свое место в школе, а я от безысходности согласилась. Работа в школе для меня была целым испытанием: 8-9 классы, дети-подростки и я вообще боялась выступать перед аудиторией. При этом, дома тоже было невыносимо: мама каждый день твердила мне о том, что устала меня содержать. К слову, мне уже 26 лет и чувствую я себя никем. А ведь когда-то я хотела стать психотерапевтом, глядишь и жизнь бы по-другому сложилась».
Полина, поступила в экономический, так как мнение родителей было приоритетным:
«А я, наоборот, хотела на филфак, но пришлось поступать в экономический университет, потому что родители настояли. Образование не считаю бесполезным, поскольку в каких-то личных финансовых вопросах оно мне очень помогло, хотя по специальности работать мне не понравилось. Единственное, о чем жалею, так это о том, что не провела свои студенческие годы занимаясь любимым делом – чтением книг. Сейчас на это, увы, нет времени, так как приходится много работать».
Олег, который не поступил в военную академию:
«Все мужчины в моей семье военные. Отец, дед по материнской и отцовской линиям, оба дяди. Вопрос, кем я хочу быть, даже не стоял: понятное дело, офицером – как все. Плюс мы жили в военном городке, и большинство моих одноклассников тоже планировали связать свою жизнь с армией. Я хорошо сдал физику и математику, был очень спортивным, но во время медкомиссии выяснилось, что у меня какие-то нарушения в работе сердечного клапана, о которых я знать не знал. В итоге меня не взяли. Для всей семьи это стало шоком, а для меня – откровением. Неужели можно пойти куда-то еще? И, собственно, куда? Чтобы не сидеть год без дела, я устроился в больницу санитаром и в какой-то момент понял, что хочу быть врачом, причем детским. В итоге поступил в медицинский вуз и ни разу не пожалел о выбранной профессии».
Мария, с экономическим не получилось:
«В целом это история не про учебу и самореализацию, а про любовь, но с поступлением она тоже связана. Я поступала в экономический, очень хорошо сдала первые три экзамена и провалила последний. Самое обидное, что билет я знала, а вот принимающему преподавателю явно не понравилась, уж не знаю, почему. Оценку он поставил низкую и я понимала, что не прохожу. Шла по улице и рыдала взахлеб. Ко мне подошел молодой человек, начал успокаивать, смешить, потом позвал в кино. В общем, через три года мы поженились и до сих пор очень счастливы вместе, растим сына и дочь.
Муж признался, что никогда не знакомился на улице и в жизни не подошел бы тогда ко мне, если бы я так горько не рыдала. Так что я очень благодарна тому противному преподавателю. А в тот вуз я поступила через год и закончила его с красным дипломом».
Марина, не оправдавшая надежд родителей:
«Я росла в парадигме: «высшее образование необходимо». Неизвестно, зачем, но нужно! Вопрос, кем я все-таки хочу быть, мне задавали лет с пяти. Я отвечала, что врачом, или актрисой, или инженером, или учителем, но по сути не хотела быть никем из этих людей. Когда пришло время хоть куда-то поступать, выбрала психологию – училась я хорошо, ЕГЭ написала прилично и вполне могла рассчитывать на поступление. После убеждений родителей пообещала, что пересдам ЕГЭ через год и поступлю, но потом поняла, что совсем не хочу этого. Нашла себя в бьюти-сфере: теперь я занимаюсь маникюром, бровями и вот-вот научусь делать тату. И это действительно мое! С родителями отношения, конечно же, испортились. Видимо они стоили моего счастья… Но они потихоньку привыкают к моему жизненному выбору. Я рада, что они наконец-таки оставили меня в покое!».
Артем, и его несбывшаяся мечта поступить в вуз:
«Сейчас мне 22 года. Я был круглым отличником до седьмого класса. Не буду скромничать — у меня были талант и большой потенциал: я преуспевал в спорте и творчестве, знал языки. Но, видимо, что-то пошло не так.
В восьмом классе я устроился на работу и стал уделять учебе меньше времени. В целом моя успеваемость оставалась хорошей, но все же мне ставили плохие оценки из-за того, что я не сдавал домашние задания. Будучи школьником, который зарабатывал деньги, я чувствовал себя значительно увереннее на фоне сверстников и не задумывался о важности образования.
После окончания одиннадцатого класса у меня уже была финансовая подушка, но отсутствовала подготовка, чтобы поступить в хороший вуз на желаемую специальность. Я не стал подавать документы и в вузы за границу: мне не хватило уверенности, знаний и амбиций.
Думаю, что если бы я тогда попал в хороший вуз, то получил бы значительно больше знаний и мог бы работать любым специалистом в большой компании. Возможно, мне не пришлось бы сейчас ходить на не очень любимую работу ради денег, а работа по специальности нашлась бы быстрее. Жалеть уже поздно, и смысла в этом нет. Все, через что я прошел, делает меня таким, какой я есть сегодня, — и в целом мне грех жаловаться на жизнь. Но не скрою, что мне интересно, какой была бы моя жизнь, если бы я посвятил себя учебе».
Все эти истории – пища для размышлений. Эти ребята – не единственные, которые столкнулись «лоб в лоб» с тяжелым выбором в жизни и последствиями после него. Словосочетание «по душе» придумали не просто так. «По душе» – именно так нужно подходить ко всему: к выбору дома, в котором будешь жить, друзей, с которыми будешь общаться, близкого человека и еще много чего другого, но в том числе и будущей профессии. Выбор вуза — это не только про образование, но и про твое будущее, поэтому важно учитывать свои желания и стремления.
Навязанные кем-то желания еще никого не сделали счастливым. Ты можешь продолжать учебу и потратить на это время, быть послушной и не идти за своими желаниями. Но рано или поздно поймешь, что это не твой выбор, но только ответственность при этом все равно твоя.