Уровни образования нужны для разделения мастерства. Можно провести параллель с карате: определенному уровню — свой пояс. Этакая своеобразная лестница: изначально студент оканчивает бакалавриат, затем повышает свою квалификацию в магистратуре и, если у человека в планах занятие научной деятельностью, то он идет в аспирантуру. Верхушка учебной деятельности — докторантура. Обо всем по порядку:
Не все белорусские студенты знают, что окончив вуз и получив диплом государственного образца, им автоматически присваивается степень бакалавра. Учеба на этой стадии продолжается 4−4,5 года. На бакалавриате студент получает общие знания по профилю без узкой специализации. После выпуска можно сразу идти работать или продолжать обучение в магистратуре.
Магистратура — это уже вторая ступень высшего образования. Люди, которые поступают в магистратуру, хотят либо повысить квалификацию, либо сменить специализацию. Да-да, условный маркетолог может поступить в магистратуру, чтобы получить категорию, а также выучиться в магистратуре на психолога. Во время учебы, которая, к слову, длится 1−2 года, магистрант ведет научно-практические разработки и магистерское исследование (диссертация). Если в конце обучения магистрант ее успешно защищает, то ему присваивается ученая степень магистра наук. По окончании учебы у выпускника два пути — работа по специальности, указанной в дипломе о высшем образовании или специальности, полученной в магистратуре, или учеба в аспирантуре.
Окончил магистратуру журфака БГУ
Решение поступать в магистратуру я принял по нескольким причинам. Во-первых, мне давно хотелось преподавать, но сразу после окончания бакалавриата такую возможность не давали — нужно было быть минимум магистрантом. Вдобавок присутствовало ощущение, что на факультете я ещё «не наигрался», четырех лет оказалось мало и хотелось продлить удовольствие. Плюс можно было продолжать жить в общежитии (для провинциала это было важно), иметь какую-никакую, но стипендию, да и отсрочку от армии на тот момент никто не отменял.
Учиться было легко, но довольно скучно, поэтому скрепя сердце, но некоторые пары приходилось пропускать. За прогулы не карали, хоть и постоянно грозились.
В плане знаний и профессиональных умений магистратура ничего нового не дала: все, что хотел, выучил за четыре основных года. Тем не менее время, проведенное здесь, я потраченным не считаю, ибо получил то, за чем шел: подольше подышал студенческой атмосферой, побывал в компании прекрасных людей, и, конечно же, поработал преподавателем!
Аспирантура — это третья ступень высшего образования. Чтобы поступить в аспирантуру, нужно обязательно иметь высшее образование, интерес к научным исследованиям (научные публикации, участие в научных проектах и конференциях) и рекомендацию ученого совета учреждения высшего образования или факультета этого учреждения. В аспирантуре случайных людей не бывает: до этого этапа доходят люди, цель которых защитить кандидатскую диссертацию и получить ученую степень кандидата наук. Просто окончание аспирантуры никаких преимуществ не дает и никаких званий не добавляет. Выпускник аспирантуры может работать по своему профилю и параллельно обучаться в докторантуре.
Учится в аспирантуре БГЭУ
Наука интересовала меня со студенческих лет: еще в процессе обучения я принимала активное участие в республиканских и международных научных конференциях, а после обучения начала работать в научной сфере. В этой связи было принято решение поступить в магистратуру. Обучение на этой ступени прошло отлично, в стенах родного вуза, но было сложно совмещать и работу, и учебу: за год мы прошли программу, рассчитанную на два года.
Защита диссертации прошла отлично! Экзаменационная комиссия была специалистами именно в сфере, которую я исследовала в диссертации, поэтому было интересно обсудить с ними все её аспекты.
В целом бакалавриат и магистратура подобны: на обеих стадиях обучения есть и лекционные, и практические занятия, сессии… Лишь дипломная работа отличается от магистерской диссертации степенью и уровнем исследования проблематики, да и с учётом имеющихся знаний и опыта уже в магистратуре иначе мыслишь и по-другому смотришь на те или иные моменты.
На магистратуре я не остановилась. Мотив поступления в аспирантуру — дальнейшее развитие в научной и профессиональной деятельности. Учиться трудно лишь с позиции времени: всегда сложно успевать уделять должное внимание диссертации и ее апробации. Ученая степень присваивается не в результате завершения обучения и написания диссертации, а по итогам защиты диссертации и ее проверки Высшей аттестационной комиссии. Поэтому о ней сейчас говорить ещё очень рано, а вообще наличие степени это своего рода престиж и в научной, и в практической сферах.
В аспирантуре нет обычных лекций, семинаров и сессий. Есть вступительные экзамены и выпускные, а также промежуточные аттестации, по результатам которых происходит оценка объема и качества проведенного исследования, а также решается вопрос относительно возможности дальнейшего обучения в аспирантуре либо отчисления.
К слову, европейские университеты очень серьезно относятся к разделению уровней образования. Топовые вузы считают «своими» только выпускников, которые закончили бакалавриат, магистратуру или PhD, а не всех, кто закончил пару курсов. Кембридж, Оксфорд и им подобные вузы даже могут лишить степеней тех, кто больше не соответствует стандартам своих университетов.
Докторантура — это венец системы образования, высшая ученая степень. На протяжении учебы студенты пишут докторскую диссертацию. После ее успешной защиты выпускники могут получить должность профессора.