Школа и любовь к экологии — понятия, которые тесно связаны. Конечно, огромное влияние на нас оказывает воспитание в семье, но именно в школе сначала на «Человек и мир», а потом и на занятиях биологии мы ближе знакомимся с природой и экологией. К слову, в мире существуют десятки учебных заведений, которые не просто знакомят, но и на своем примере доказывают, как быть экологичными.
Сейчас многие школы в мире не ограничиваются сочинениями или пространственными лекциями на тему экологического образования, а на собственном примере показывают, как любить природу. Такие учебные заведения получили название «зеленые школы». Так, например, в Беларуси с 2013-го года действует новая модель экологического образования, которая так и называется «зеленые школы». Чтобы получить сертификат «зеленой школы», нужно провести большую работу, объединенную в шесть направлений, таких как «биоразнообразие», «водоснабжение», «обращение с отходами» и др. Кстати, сегодня в нашей стране всего около 50-ти учебных учреждений имеют подтверждение «зеленой школы». Фонд, который координирует работу таких школ, основной задачей ставит для себя снижение негативного воздействия на окружающую среду, повышение здоровья и благополучия людей, повышение всеобщей экологической грамотности в экологических вопросах.
Одно дело специальная программа, которая должна зародить в детях любовь к природе и заботу об экологии, другое — непосредственно экологичные школы. По понятным причинам, преимущественно они располагаются в более теплых странах. Кстати, мы не проверяли, но, по исследованиям Heschong Mahone Group, у детей, которые учатся в экошколах показатели успеваемости выше.
Например, в нашей стране самой «зеленой» называют минскую гимназию № 19. Здесь давно сортируют мусор, учащиеся носят спортивную форму в тряпичных мешках, праздники здесь обходятся без воздушных шаров, у каждого школьника многоразовая бутылка, а вместо обложек для учебников из поливинилхлорида, у многих ребят тканевые обложки.
Если говорить об экологичных учебных заведениях, то, конечно, они преимущественно располагаются в теплых странах – бамбуковые школы в Индонезии, дождевая вода для нужд в Индии, солнечная электростанция в учебном учреждении ОАЭ и др. Как говорится, могут себе позволить, но нам будет гораздо интереснее узнать побольше примеров экошкол в странах с более суровым климатом.
Возобновляемые источники энергии, документооборот в электронном виде: в школе Sing Yin в Гонконге установлены солнечные панели и ветряки. Кроме того, даже в холодное время года в учреждении ограничено использование обогревателей и кондиционеров. В школе ребята и преподавательский состав использует чистую сторону листов офисной бумаги на черновики или для повторной печати, уменьшает число ксерокопий и не закупает бумажные полотенца. Кроме того, на территории организован сбор поношенной одежды (вы же помните, мы раньше говорили, что секонд-хенд — это модно?), пластиковых и алюминиевых банок, а также старой компьютерной техники. Слишком строго? Зато экологично!
Еще один пример классного отношения с природой — школа в городе Watkinson, США. Солнечные панели учреждения производят больше электроэнергии, чем потребляет здание. Еще один лайфхак школы — 90% чистящих средств, которые используются для уборки, экологически безопасны. Кроме того, на на территории кампуса организован раздельный сбор мусора. У школы есть собственный огород и там в качестве удобрения используются растительные отходы с кухни. К слову, овощи для столовой поставляются прямо с учебных грядок. Раз в неделю в школе устраивают постный день, чтобы с помощью снижения потребления животных продуктов уменьшить углеродный след.
Одно дело знакомить детей с экологией, а другое — учиться в очень экологичном здании. Например, в Мексике в штате Оохака строительство школы обошлось минимальными ресурсозатратами за счёт использования в процессе постройки в качестве материала отходов от других проектов (камня и утрамбованной земли). Большие окна обеспечивают хорошее естественное освещение, кросс-вентиляция защищает от духоты, массивные стены минимизируют шумы, а растения, посаженные на территории, неприхотливы в уходе и требуют минимум влаги.
Если вас заинтересовала тема экологии, а в вашей школе с этим туго, то советуем начать с себя: собственный пример заразителен для других!