Эти понятия в современном русском языке настолько смешались, что люди не видят в них различий. В нашем представлении они означают суть одного и того же процесса — обучения и воспитания. На самом деле, ко всем вышенаписанным специалистам предъявляются разные профессиональные требования. Отличается и уровень их подготовки.
Учитель — это работник школы, окончивший педагогический колледж или вуз. Учитель обязан передать учащемуся объем знаний, указанный в программе обучения. К специалисту предъявляются большие требования в вопросе воспитания учеников. Учитель является примером для подражания, человеком, который может очень повлиять на процесс социализации и становления личности ребенка.
Преподаватель работает в вузах и ссузах. Он передает знания уже взрослым людям, поэтому может сосредоточиться только на изложении учебного материала. Воспитательная функция становится второстепенной. Ключевой в студенческом возрасте становиться приставка «само» — саморазвитие, самовоспитание, самообучение, поэтому в отличие от учителя преподаватель не помогает ученику с выполнением домашних заданий, а только указывает на ошибки и помогает их исправить. Кроме того, преподаватель обязан заниматься научной деятельностью и приобщать к ней студентов. Для учителей это требование не является обязательным.
Понятие педагог имеет более весомое значение: оно, кроме непосредственно преподавательского аспекта, включает в себя воспитательный и наставнический момент. Так сложилось исторически: слово пришло к нам из древнегреческого языка. В то время состоятельные греки выбирали педагогов для своих детей из плененных знатных фракийцев и азиатов.
В наше время в любом педагогическом вузе педагогику пристально изучают со всех сторон. Педагогика связана со сферой формирования человеческой личности, поэтому и воспитателя детского сада, и школьного учителя, и преподавателя вуза, и ученого, и спортивного тренера мы можем назвать педагогом.
Слово наставник явно выбивается из общего ряда. Есть в нем что-то высокое. Наставник — это персона, которая дает жизненные уроки из опыта, направляет и помогает. В отличие от учителя наставник не оценивает знания человека с помощью тестов или контрольных работ. Оценки для него вообще не важны. Гораздо важнее, чтобы его ученик приобрел знания и мог ими управлять.
Его задача помочь своему подопечному не допустить ошибки, которые он совершил сам. Это позволит учащемуся достигнуть профессиональных успехов быстрее и с меньшим количеством критических ошибок.
Местом работы наставника может быть что угодно: начиная от супермаркета, где он помогает адаптироваться молодым продавцам, и до сферы бизнеса, где более опытные бизнесмены выступают в роли наставников молодых предпринимателей.
Исходя из всего написанного, нужно запомнить, что если вы не знаете, как назвать человека из мира образования, то слово педагог выручит в любой ситуации и точно не будет ошибочным:)
А вот что делать с новыми словами из мира образования а-ля ментор, тьютор, бадди, коуч, консультант — расскажем в следующем материале.