Поступление, безусловно, важный этап в жизни. Весь решающий учебный год мы чувствуем напряжение из-за ответственности за результат. Если не обращать на него внимание, это негативно отражается на успеваемости и, главное, здоровье. В этой статье учимся снижать учебный стресс.
Стресс – не всегда резко негативное состояние. Он бывает и вредным, и полезным. Эустрессом в науке называют полезный стресс. Он возникает, когда стрессовую ситуацию мы принимаем как вызов. Например, первый день в новом интересном коллективе.
Также существует дистресс – отрицательный стресс. Он может долго не проходить и сильно влияет на организм. В нашем случае именно процесс обучения и ответственность могут спровоцировать как эустресс, так и дистресс.
Психологи Роберт Йеркс и Джон Додсон в начале ХХ века обнаружили, что если мы испытываем давление, возбуждение или напряжение, то становимся более результативными. Однако, если давление слишком сильное, результаты становятся отрицательными.
Таким образом, если вызова в учебе нет – мы скучаем, а при умеренном давлении, наоборот, концентрируемся.
Если мы находимся в стрессе длительное время, например, весь учебный год, стресс воздействует негативно. При этом под удар попадают ключевые составляющие для обучения: память, концентрация, эмоциональное состояние.
У человека в состоянии хронического стресса уменьшается оперативная память. Ей не хватает «мощности», чтобы отсекать ненужную информацию. Также ухудшаются способности запоминать, а позже вспоминать нужную информацию.
Важно понимать, что существуют способы разгрузить свою оперативную память:
А) Устрани отвлекающие факторы. Например, отключи в смартфоне уведомления на время занятий.
Б) Понаблюдай, в каких ситуациях проще сконцентрироваться, а в каких сложнее? Например, влияют ли фоновые звуки (музыка и др.).
1 Давят родственники, друзья, учителя. Страх возникает потому, что окружающие постоянно напоминают, как важно хорошо сдать экзамены и какие будут последствия, если этого не сделать. Из-за постоянных напоминаний мы начинаем готовиться больше. В итоге – перегорание.
2 Страшно получить плохой результат. Стресс – продукт наших собственных мыслей. При постоянном обдумывании результатов портится настроение.
3 Пропадает свободное время. Каждый день теперь проходит в режиме многозадачности. Рано или поздно мы начинаем спрашивать себя: как с этим дальше справляться? Плюс нас постоянно преследует чувство усталости.
4 Отсутствует личная жизнь. Подготовку к экзаменам многие из нас могут воспринимать как постоянное сидение дома за учебниками. Такая реальность не является правильной. Необходимо сохранять баланс между работой и отдыхом. Тогда, безусловно, эффективность обучения повысится.
5 Страх самих экзаменов. Нас пугает сам формат, так как ничего подобного до этого не приходилось делать. Пропускная система, строгий контроль и отчетность, бланки с определенным порядком заполнения. С этим тяжело свыкнуться.
1 Тренируй стрессоустойчивость. Даем отпор давлению со стороны. Как правило, люди, которые постоянно подчеркивают важность экзаменов, в первую очередь переживают сами. Скажи об этом тем, кто тебя окружает, и будет легче справляться с этим.
2 Дыхательные практики и медитация. Существует множество техник, помогающих физически ослабить стресс. Например, дыхательные упражнения. Помогут дольше сохранять самообладание.
3 Не делай всю ставку на экзамены. Жизнь не закончится, если ты получишь не тот результат, к которому стремился. Это крайне важно понимать. В мире достаточно образовательных возможностей и высокооплачиваемых профессий, при устройстве на которые проходит внутреннее обучение. В конце концов, ты можешь пробовать поступать в новом учебном году.
4 Придумай запасной вариант. Если по конкурсу ты не проходишь в тот вуз, что хотел, всегда должен быть второй университет. Требования в нем могут быть ниже. Это будет вторым вариантом, если все пойдет не по плану.
5 Работай со временем. Составь расписание занятий и свой индивидуальный учебный план. Прорешивай тесты на время. Это освободит время на мысли о себе и не позволит зацикливаться на стрессе.
6 Планируй отдых. Используй различные техники в своей подготовке. Например, метод «Помодорро». Кстати, его придумал Франческо Чирилло в 1980-х гг. Он заключается в том, чтобы чередовать 25 минут активности с 5 минутами отдыха. А после четырех «помидоров» устроить большой перерыв.
7 Тренируйся. Чтобы быть уверенным в результатах, нужно быть уверенным в себе.
1 Начинай с легкого. Будет ряд вопросов, на которые ты ответишь быстро. Они придадут уверенности, разогреют ум, зададут правильный ритм работы. Постепенно переходи к сложным вопросам. Ты уже будешь готов к работе.
2 Пропускай задание, если не знаешь ответ. Нет принципиальной разницы в последовательности, с которой ты делаешь задания. Не трать время на те из них, которые не можешь решить в данный момент. Вернись к ним позже, чтобы по-другому взглянуть на условия и сформулировать ответ.
3 Перечитывай условия задания перед записью ответа. Всегда сверяйся с текстом задания. В нем содержится информация о том, как правильно записать ответ: цифры, слово, последовательность, сочетание.
4 Исключай неправильные варианты. Найти верное решение можно не только через знания. Можно пробовать действовать методом исключения. Оставшийся вариант и будет правильным.
5 Если совсем нет идей – угадывай. Не оставляй поля для ответов пустыми, даже если решить совсем не получается. Иногда написанный наугад ответ может сработать в твою пользу.
Стресс всегда будет присутствовать во время подготовки. Однако нужно уметь держать его на расстоянии и извлекать из этого плюсы. При правильном подходе стресс может стать мотиватором для дополнительного изучения предметов.
Главное – понять, что помогает справиться со стрессом именно тебе. И не допустить, чтобы он взял полный контроль над деятельностью.