Спецификация теста к ЦТ в 2022 году по учебному предмету «Русский язык»

 

1. Назначение теста – объективное оценивание уровня подготовки лиц, имеющих общее среднее образование и желающих продолжить обучение в учреждениях среднего специального или высшего образования Республики Беларусь.

2. Содержание теста соответствует Программе вступительных испытаний по учебному предмету «Русский язык» для лиц, имеющих общее среднее образование,
для получения высшего образования I ступени или среднего специального образования, 2022 год, утвержденной приказом Министра образования Республики Беларусь от 11.11.2021 № 768.

3. Качество теста обеспечивается экспертизой тестовых материалов на предмет содержательной валидности, научной достоверности, системности, значимости, репрезентативности элементов содержания, комплексности и сбалансированности, соответствия заявленному уровню сложности.

4. Эквивалентность вариантов теста обеспечивается их формированием в строгом соответствии с едиными методическими требованиями и спецификацией; отбором заданий, которые имеют одинаковую степень сложности и соответствуют одним и тем же элементам содержания курса русского языка.

5. Типы заданий

Часть А включает задания закрытого типа с выбором одного или нескольких правильных ответов из пяти предложенных.

Часть В включает задания открытого типа, при выполнении которых необходимо сформулировать ответ и оформить его в виде слова (словосочетания), цифры или сочетания букв и цифр.

6. Количество заданий в одном варианте теста – 40.
Часть А – 30 заданий.
Часть В – 10 заданий.

7. Структура теста

№ – Разделы программного материала – Количество заданий – Процент от общего количества

1 – Орфография (включая правописание частей речи) 13 – 32,5
2 – Пунктуация – 9 – 22,5
3 – Лексика – 2 – 5,0
4 – Культура речи – 3 – 7,5
5 – Фонетика – 1 – 2,5
6 – Состав слова. Образование слов – 2 – 5,0
7 – Морфология – 4 – 10,0
8 – Синтаксис – 3 – 7,5
9 – Текст. Стили речи – 3 – 7,5

8. Уровни сложности

По уровням сложности задания распределяются следующим образом:

I уровень – 2 задания (5 %);
II уровень – 4 задания (10 %);
III уровень – 14 заданий (35 %);
IV уровень – 14 заданий (35 %);
V уровень – 6 заданий (15 %).

9. Программный материал для разработки тестовых заданий

Раздел 1. Орфография

  • Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
  • Правописание непроверяемых гласных в корне слова.
  • Правописание корней с чередующимися гласными о-а, е-и.
  • Правописание о, е, ё после шипящих, о, е после ц.
  • Правописание гласных ы, и после ц.
  • Правописание приставок.
  • Правописание гласных и, ы после приставок на согласный.
  • Правописание разделительных ь и ъ.
  • Правописание ь после шипящих.
  • Правописание ь для обозначения мягкости парного согласного.
  • Правописание проверяемых, непроверяемых, непроизносимых, двойных согласных в корне слова.
  • Правописание падежных окончаний имен существительных.
  • Правописание суффиксов имен существительных и имен прилагательных.
  • Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных и причастий.
  • Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов. Правописание гласных в суффиксах -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), в форме глаголов прошедшего времени перед суффиксом -л-. Правописание -тся и -ться в глаголах.
  • Правописание букв у (ю), а (я) в суффиксах действительных причастий настоящего времени; букв е, и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; гласных перед суффиксом -вш- в действительных причастиях прошедшего времени; букв а (я), е перед н и нн в страдательных причастиях прошедшего времени.
  • Правописание гласной перед суффиксами -в-, -вши- в деепричастиях.
  • Правописание н и нн в словах разных частей речи.
  • Правописание не со словами разных частей речи.
  • Различение не и ни.
  • Слитное и дефисное написание имен существительных и прилагательных.
  • Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
  • Правописание гласных на конце наречий.
  • Правописание предлогов, союзов, частиц.
  • Правописание ь в середине и на конце имен числительных.
  • Правописание соединительных гласных в сложных словах.

 

Раздел 2. Пунктуация

  • Тире между подлежащим и сказуемым.
  • Знаки препинания между однородными членами и при обобщающих словах.
  • Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами.
  • Знаки препинания при обращениях, вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Знаки препинания в предложениях, содержащих конструкции с как.
  • Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
  • Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с одной и несколькими придаточными.
  • Знаки препинания в бессоюзных предложениях.
  • Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами синтаксической связи.
  • Знаки препинания при прямой речи, диалоге и цитировании.

 

Раздел 3. Лексика

  • Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова.
  • Многозначные и однозначные слова. Синонимы, антонимы.
  • Фразеологические обороты.

 

Раздел 4. Культура речи

  • Произносительная норма. Речевая (лексическая) норма.
  • Морфологическая норма.
  • Синтаксическая норма.
  • Коммуникативные качества речи.

 

Раздел 5. Фонетика

  • Гласные и согласные звуки. Двойная роль букв е, ё, ю, я.
  • Парные и непарные звонкие и глухие согласные. Оглушение звонких и озвончение глухих согласных.
  • Парные и непарные твердые и мягкие согласные. Обозначение на письме мягкости согласных.
  • Ударение.

 

Раздел 6. Состав слова. Образование слов

Морфемы — значимые части слова. Формообразовательные и словообразовательные морфемы. Основа слова: корень, приставка, суффикс, постфикс, соединительная морфема. Окончание. Чередование звуков при образовании и изменении слов.
Способы образования слов: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, постфиксальный, приставочно- постфиксальный, суффиксально-постфиксальный, сложение, сложение в сочетании с суффиксальным способом, сложение сокращенных основ; переход из одной части речи в другую.

 

Раздел 7. Морфология

  • Самостоятельные части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие): общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
  • Причастие и деепричастие как особые формы глагола.
  • Предлог, союз, частица как служебные части речи. Производные и непроизводные предлоги. Союзы подчинительные и сочинительные.

 

Раздел 8. Синтаксис

  • Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
  • Классификация простых предложений: повествовательные, побудительные, вопросительные; восклицательные и невосклицательные; распространенные и нераспространенные; двусоставные и односоставные (определенно-личные, неопределенно- личные, безличные, назывные); полные и неполные; осложненные и неосложненные).
  • Строение простого предложения. Грамматическая основа. Подлежащее, способы его выражения. Глагольное сказуемое (простое, составное), способы его выражения. Составное именное сказуемое, способы его выражения. Второстепенные члены предложения: определение, приложение, дополнение, обстоятельство.
  • Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами. Предложения с обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами. Предложения с обращениями и вводными единицами.
  • Строение сложного предложения. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение, его структура и средства связи. Основные виды придаточных частей. Бессоюзное предложение. Сложные предложения с разными видами связи.

 

Раздел 9. Текст. Стили речи

  • Текст и его основные признаки. Тема текста, основная мысль. Признаки текста: тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, законченность. Подтемы текста.
  • Виды и средства связи предложений в тексте.
  • Типы речи. Стили речи.

 

10. Объекты контроля

В тесте проверяются сформированность знаний о системе русского языка на всех его уровнях, владение нормами языка и речи. В соответствии с этим абитуриенты должны уметь:

  • осуществлять содержательный и композиционный анализ текста: определять текстовые признаки; формулировать тему и основную мысль текста, задачу речи; определять средства связи предложений и частей текста; определять принадлежность текстов к определенному типу, стилю речи;
  • находить нарушения норм речи (произносительные, лексические (речевые), морфологические, синтактические, орфографические и пунктуационные);
  • выделить ударные и безударные слоги; различать звуки и буквы, устанавливать между ними соответствие; различать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные; производить фонетический разбор;
  • определять значение слова или фразеологизма; обнаруживать синонимические и антонимические отношения между словами; различать лексическое значение слов, близких по звучанию, но разных по значению; находить фразеологизмы в предложениях, текстах, тосковать их значения, определять синтаксическую роль, правильно использовать фразеологизмы в определенном контексте;
  • определять морфемный состав слов и способы образования слов;
  • производить словообразовательный разбор;
  • распознавать в слове орфограмму по ее признакам, определять морфему, в которой находится орфограмма, а также находить орфографические ошибки;
  • на основе смысловых, морфологических и синтаксических признаков распознавать самостоятельные и служебные части речи в словосочетании, предложении и тексте; определять морфологические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений; определять начальную форму имени существительного, местоимения и глагола; различать омонимичные формы и части речи;
  • вычленять из предложений словосочетания; обнаруживать главное и зависимое слово в словосочетании; определять виды синтаксической связи слов в словосочетании, синтаксическую роль слов (несвободных словосочетаний) в предложении;
  • обнаруживать главные члены предложения; различать второстепенные члены предложения, подлежащее и обращение; разграничивать типы сказуемого и виды односоставных предложений; различать простое и сложное предложение; разграничивать конструкции, осложняющие предложения; определять тип сложного предложения; определять основные виды придаточных частей в сложноподчиненном предложении; разграничивать союзы и союзные слова; производить синтаксический разбор предложений;
  • находить в предложениях синтаксические конструкции, которые требуют отделения и выделения знаками препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки.

11. Время выполнения теста – 120 минут.

12. Результаты выполнения теста оцениваются согласно Методике подсчета результатов централизованного тестирования, утверждаемой Министерством образования Республики Беларусь.

 
Источник: rikc.by

 

31.01.2023
РУБРИКА ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ

Подпишись на рассылку и получи чек-лист по подготовке к ЦТ:
Оставь свой e-mail и каждую пятницу получай самые важные, нужные и обсуждаемые материалы из блога о ЦТ и подготовке. Подписывайся, чтобы ничего не пропустить!
Подпишись на рассылку и получи чек-лист по подготовке к ЦТ:
Оставь свой e-mail и каждую пятницу получай самые важные, нужные и обсуждаемые материалы из блога о ЦТ и подготовке. Подписывайся, чтобы ничего не пропустить!
*Отправляя персональные данные, вы принимаете политику конфиденциальности.