Спецификация теста к ЦТ в 2022 году по учебному предмету «Обществоведение»

 

1. Назначение теста — объективное оценивание уровня подготовки лиц, имеющих общее среднее образование и желающих продолжить обучение в учреждениях среднего специального или высшего образования Республики Беларусь.

2. Содержание теста соответствует Программе вступительных испытаний по учебному предмету «Обществоведение» для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения высшего образования І ступени или среднего специального образования, 2022 г., утвержденной приказом Министра образования Республики Беларусь от 11.11.2021 № 768.

3. Качество теста обеспечивается экспертизой тестовых материалов на предмет содержательной валидности, научной достоверности, системности, значимости, репрезентативности элементов содержания, комплексности и сбалансированности, соответствия заявленному уровню сложности.

4. Эквивалентность вариантов теста обеспечивается их формированием в строгом соответствии с едиными методическими требованиями и спецификацией; отбором заданий, которые имеют одинаковую степень сложности и соответствуют одним и тем же элементам содержания курса обществоведения.

5. Типы заданий

Часть А включает задания закрытого типа, выполнение которых предполагает выбор правильного ответа из пяти предложенных. Часть В включает задания открытого типа, при выполнении которых необходимо сформулировать ответ и оформить его в виде слова, нескольких слов или словосочетания, определенного сочетания цифр, букв и цифр.

6. Количество заданий в одном варианте теста – 44.
Часть А – 28 заданий.
Часть В – 16 заданий.

7. Структура теста

№ – Разделы программного материала – Количество заданий – Процент от общего количества

  1. Человек. Общество. Культура — 8 заданий (18 %).
  2. Социальная сфера — 6 заданий (14 %).
  3. Духовная сфера -— 6 заданий (14 %).
  4. Экономическая сфера – 8 заданий (18 %).
  5. Политическая сфера — 6 заданий (14 %).
  6. Право — 10 заданий (22 %).

8. Уровни сложности

По уровням сложности задания распределяются следующим образом:
I уровень – 2 задания (5 %);
II уровень – 8 заданий (18 %);
III уровень – 18 заданий(41 %);
IV уровень – 12 заданий (27 %);
V уровень – 4 заданий(9 %).

9. Программный материал для разработки тестовых заданий

 

Раздел 1. Человек. Общество. Культура

  • Уникальность человека. Биологическое, психологическое и социальное в человеке. Индивид. Индивидуальность. Личность. Сознание и самосознание.
  • Темперамент, характер, способности. Понятие темперамента, типа темперамента и их характеристика. Понятие характера, типы и черты характера. Понятие способностей, виды способностей, уровни и способы их развития.
  • Эмоции, чувства, воля. Эмоции и эмоциональные состояния. Виды эмоций и чувств. Способы управления эмоциями и чувствами. Понятие воли, развитие волевых качеств личности.
  • Направленность личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Духовный мир личности. Бездуховность и ее причины.
  • Познание человеком самого себя. Способы самопознания. Я-концепция (я-образ). Понятие самооценки, уровни самооценки. Пути саморазвития личности.
  • Деятельностная сущность человека. Понятие деятельности. Структура деятельности. Понятие потребности, виды потребностей. Мотивы деятельности. Взаимосвязь потребностей и мотивов в деятельности человека. Виды деятельности.
  • Культура, ее предназначение и функции. Понятие культуры, основные подходы к пониманию культуры. Предназначение и функции культуры. Преемственность и развитие культуры.
  • Элитарная, массовая, народная культура. Характерные черты массовой культуры. Особенности элитарной культуры. Народная культура в современном обществе.
  • Медиакультура современного общества. Понятие медиа и медиакультура. Особенности медиакультуры. Влияние медиа на культуру личности и общества.
  • Субкультура и контркультура. Понятие субкультуры. Виды молодежных субкультур. Контркультура. Отличие субкультуры от контркультуры.
  • Культурное разнообразие и диалог культур. Проявление универсального и уникального в культуре. Национальные культуры. Поликультурное взаимодействие. Этнокультурные стереотипы и проявление ксенофобии.
  • Прогресс и регресс в социальном развитии. Проявление прогресса и регресса в современном мире. Общественный прогресс и его критерии. Вызовы и угрозы для человечества. Гуманизм как мера общественного прогресса.
  • Ступени общественного развития. Основные подходы к рассмотрению истории общества. Формационный подход. Стадиальный подход. Технологический подход.
  • Цивилизация как культурно-исторический процесс. Понятие цивилизации. Цивилизационный подход к изучению общества. Характерные черты современной цивилизации.
  • Горизонты информационного общества. Основные характеристики информационного общества. Интернет как глобальная информационная система. Перспективы развития Беларуси в условиях информационного общества.
  • Глобализация. Понятие глобализации. Факторы глобализации. Противоречивый характер глобализации. Антиглобализм.
  • Устойчивое развитие – модель развития XXI в. Понятие устойчивого развития. Направления устойчивого развития.
  • Роль Беларуси в реализации концепции устойчивого развития. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь.
  • Основные направления политики Республики Беларусь в области культуры. Достижения в развитии культуры суверенной Беларуси.

 

Раздел 2. Социальная сфера

  • Уникальность человека. Биологическое, психологическое и социальное в человеке. Индивид. Индивидуальность. Личность. Сознание и самосознание.
  • Темперамент, характер, способности. Понятие темперамента, типа темперамента и их характеристика. Понятие характера, типы и черты характера. Понятие способностей, виды способностей, уровни и способы их развития.
  • Эмоции, чувства, воля. Эмоции и эмоциональные состояния. Виды эмоций и чувств. Способы управления эмоциями и чувствами. Понятие воли, развитие волевых качеств личности.
  • Направленность личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Духовный мир личности. Бездуховность и ее причины.
  • Познание человеком самого себя. Способы самопознания. Я-концепция (я-образ). Понятие самооценки, уровни самооценки. Пути саморазвития личности.
  • Деятельностная сущность человека. Понятие деятельности. Структура деятельности. Понятие потребности, виды потребностей. Мотивы деятельности. Взаимосвязь потребностей и мотивов в деятельности человека. Виды деятельности.
  • Культура, ее предназначение и функции. Понятие культуры, основные подходы к пониманию культуры. Предназначение и функции культуры. Преемственность и развитие культуры.
  • Элитарная, массовая, народная культура. Характерные черты массовой культуры. Особенности элитарной культуры. Народная культура в современном обществе.
  • Медиакультура современного общества. Понятие медиа и медиакультура. Особенности медиакультуры. Влияние медиа на культуру личности и общества.
  • Субкультура и контркультура. Понятие субкультуры. Виды молодежных субкультур. Контркультура. Отличие субкультуры от контркультуры.
  • Культурное разнообразие и диалог культур. Проявление универсального и уникального в культуре. Национальные культуры. Поликультурное взаимодействие. Этнокультурные стереотипы и проявление ксенофобии.
  • Прогресс и регресс в социальном развитии. Проявление прогресса и регресса в современном мире. Общественный прогресс и его критерии. Вызовы и угрозы для человечества. Гуманизм как мера общественного прогресса.
  • Ступени общественного развития. Основные подходы к рассмотрению истории общества. Формационный подход. Стадиальный подход. Технологический подход.
  • Цивилизация как культурно-исторический процесс. Понятие цивилизации. Цивилизационный подход к изучению общества. Характерные черты современной цивилизации.
  • Горизонты информационного общества. Основные характеристики информационного общества. Интернет как глобальная информационная система. Перспективы развития Беларуси в условиях информационного общества.
  • Глобализация. Понятие глобализации. Факторы глобализации. Противоречивый характер глобализации. Антиглобализм.
  • Устойчивое развитие – модель развития XXI в. Понятие устойчивого развития. Направления устойчивого развития.
  • Роль Беларуси в реализации концепции устойчивого развития. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь.
  • Основные направления политики Республики Беларусь в области культуры. Достижения в развитии культуры суверенной Беларуси.

 

Раздел 3. Духовная сфера

  • Мораль. Сущность моральной регуляции общественной жизни. Нормы морали. Динамика моральных норм и идеалов. “Золотое правило” нравственности. Этика как теория морали.
  • Религия. Сущность религии, ее функции. Структурные элементы религии. Конфессия. Секуляризация и сакрализации как процессы развития религии. Веротерпимость. Свобода совести и вероисповедания. Конфессиональная политика белорусского государства.
  • Философия. Понятия философии и ее структура. Историческая динамика философии. Философия в системе культуры. Философские подходы к познанию действительности.
  • Наука. Научное познание, цели и ценности науки. Уровни научного познания. Классификация наук. Теория Эмпирия. Наука как социальный институт. Понятие научно-технического прогресса. Роль научного-технического прогресса в развитии человечества. Научный потенциал Республики Беларусь. Достижения в развитии научного потенциала суверенной Беларуси.
  • Образование. Понятие образования. Образование как социальный институт. Тенденции развития образования.

 

Раздел 4. Экономическая сфера

  • Экономика и ее роль в жизни человечества и общества. Понятие экономики. Блага, ресурсы, производство. Взаимосвязь и взаимозависимость между потребностями и ресурсами в процессе экономического выбора. Факторы производства. Экономические субъекты и их взаимосвязи. Характеристика основных экономических систем.
  • Собственность и доходы. Отношения собственности. Основные формы собственности. Виды доходов. Прожиточный минимум.
  • Денежно-кредитная система. Деньги, их функции и формы. Банки и их функции. Вклады и кредитование.
  • Рынок: спрос, предложение, рыночная цена. Понятие и функции рынка. Спрос, предложение и рыночная цена. Виды рынков.
  • Конкуренция и ее роль в экономике. Понятие конкуренции. Виды конкуренции. Менеджмент. Взаимосвязь менеджмента и эффективности производства. Маркетинг.
  • Финансовая система общества. Понятие финансовой системы. Государственный бюджет. Налоги, их виды и роль в экономике.
  • Государство и экономика. Задачи и методы государственного регулирования экономики. Инфляция, ее формы и последствия. Безработица, ее формы и последствия. Социальная политика.
  • Инновационное развитие странны. Понятие инновационного развития. Типы инноваций. Научный потенциал Республики Беларусь. Научное обеспечение инновационного развития. Высокие технологии и энергосбережение. Инновационная политика. Задачи национальной инновационной системы. Основные направления инновационного развития Республики Беларусь.
  • Региональная политика Республики Беларусь. Регионы Республики Беларусь. Цели и задачи развития малых и средних городов Беларуси.

 

Раздел 5. Политическая сфера

  • Политика и ее роль в общественной жизни. Понятие политики. Политический статус личности. Политическая система и ее функции. Политические элиты и лидеры.
  • Государство в политической системе. Государство – основной политический институт. Признаки государства. Функции государства. Формы государства.
  • Демократия. Понятие демократии. Формы демократии. Виды избирательных систем. Принципы демократии.
  • Правовое государство и гражданское общество. Принципы правового государства. Гражданское общество и его основные институты. Взаимосвязь и взаимозависимость гражданского общества и правового государства. Средства массовой информации и их роль в политике.
  • Политические идеологии. Понятие и функции политической идеологии. Основные виды политической идеологии. Идеологическое разнообразие современности. Роль идеологии в политике.
  • Политические партии и общественные объединения. Понятие политической партии и ее функции. Партийные системы. Отличие политической партии от общественного объединения.
  • Правовые основы международных отношений. Виды международных отношений. Основные принципы международного права. Международное гуманитарное право. Источники и функции международного гуманитарного права. Международно-правовая ответственность.
  • Геополитическое положение и национальные интересы Республики Беларусь. Понятие геополитики. Геополитический статус Беларуси. Национальные интересы и безопасность Республики Беларусь.
  • Республика Беларусь в системе международных отношений. Принципы и направления внешней политики Республики Беларусь. Участие Беларуси в международных организациях. Международное сотрудничество. Основные средства международного сотрудничества.

 

Раздел 6. Право

  • Понятие права. Нормы права как регуляторы поведения личности. Право в системе социальных норм.
  • Гражданство как правовая связь с государством. Взаимосвязь прав и обязанностей граждан. Права и обязанности гражданина Республика Беларусь.
  • Конституционное и избирательное право. Конституция – основной закон государства. Понятие конституционного права. Место Конституции в правовой системе. Структура Конституции Республики Беларусь. Основы конституционного строя Республики Беларусь. Избирательная система Республики Беларусь. Принципы и основные стадии избирательного процесса в Республике Беларусь. Виды референдумов. Референдумы в Республики Беларусь.
  • Понятие, принципы и поколения прав человека. Международные стандарты по защите прав человека.
  • Права и ответственность несовершеннолетних. Права ребенка в Республике Беларусь. Основные правовые документы в области защиты прав ребенка. Дееспособность и ответственность несовершеннолетних в Республике Беларусь.
  • Государственная власть в Республике Беларусь. Принцип разделения властей. Президент Республики Беларусь – Глава государства и гарант Конституции. Органы государственной власти Республики Беларусь и их полномочия. Национальное собрание Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь. Судебная власть. Местное управление и самоуправление.
  • Основы гражданского права. Понятие гражданского права. Субъекты гражданско-правовых отношений. Гражданская правоспособность и дееспособность физических и юридических лиц.
  • Основы семейного права. Понятие семейного права. Правовой механизм заключения и прекращения брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей.
  • Основы трудового права. Понятие трудового права. Трудовой договор. Правовой механизм трудоустройства и прекращения трудового договора. Права и обязанности работников и нанимателей. Нормы трудового права, регулирующие рабочее время, время отдыха, оплату труда работника.
  • Основы административного права. Понятие административного права. Административное правонарушение. Административная ответственность. Виды административных взысканий.
  • Основы уголовного права. Понятие уголовного права. Уголовная ответственность и наказание. Признаки, характеризующие совершение преступления. Обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие уголовную ответственность. Виды наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Беларусь.
  • Органы обеспечения законности и правопорядка в Республики Беларусь. Система органов обеспечения законности и правопорядка в Республики Беларусь. Судебная система Республики Беларусь. Правоохранительные органы Республики Беларусь. Органы юстиции Республики Беларусь. Основные задачи органов в сфере обеспечения законности и правопорядка Республики Беларусь.

 

10. Объекты контроля

Тест по обществоведению предназначен для проверки учебных достижений.

 

Абитуриент должен знать:

  • основные явления и процессы, характеризующие социальную, экономическую, политико-правовую, духовную жизнь современного общества, и понятия, отражающие сущность явлений и процессов;
  • приоритеты политического, социально-экономического, культурного развития Республики Беларусь на современном этапе;
  • основные положения идеологии белорусского государства;
  • содержание Конституции Республики Беларусь.

 

Абитуриент должен уметь:

  • анализировать, систематизировать, обобщать изученные общественные явления и процессы;
  • сравнивать изученные общественные явления и процессы, выявлять их общие черты и отличия;
  • раскрывать причинно-следственные связи между общественными явлениями и процессами;
  • определять последовательность общественных явлений и процессов;
  • устанавливать соответствие между предложенными множествами (общественными явлениями, процессами и понятиями, отражающими их сущность);
  • анализировать несложные статистические данные, отражающие социальные, экономические, политические, духовные явления и процессы;
  • извлекать из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и др.), необходимую информацию, преобразовывать ее и использовать для решения учебно-познавательных и практических задач.

 

11. Время выполнения теста – 90 минут.

 

12. Результаты выполнения теста оцениваются согласно Методике подсчета результатов централизованного тестирования, утверждаемой Министерством образования Республики Беларусь.

Источник: rikc.by

 

25.10.2024
РУБРИКА ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ

Подпишись на рассылку и получи чек-лист по подготовке к ЦТ:
Оставь свой e-mail и каждую пятницу получай самые важные, нужные и обсуждаемые материалы из блога о ЦТ и подготовке. Подписывайся, чтобы ничего не пропустить!
Подпишись на рассылку и получи чек-лист по подготовке к ЦТ:
Оставь свой e-mail и каждую пятницу получай самые важные, нужные и обсуждаемые материалы из блога о ЦТ и подготовке. Подписывайся, чтобы ничего не пропустить!
*Отправляя персональные данные, вы принимаете политику конфиденциальности.