Спецификация теста к ЦТ в 2022 году по учебному предмету «Обществоведение»
Спецификация теста к ЦТ в 2022 году по учебному предмету «Обществоведение»
1. Назначение теста — объективное оценивание уровня подготовки лиц, имеющих общее среднее образование и желающих продолжить обучение в учреждениях среднего специального или высшего образования Республики Беларусь.
2. Содержание теста соответствует Программе вступительных испытаний по учебному предмету «Обществоведение» для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения высшего образования І ступени или среднего специального образования, 2022 г., утвержденной приказом Министра образования Республики Беларусь от 11.11.2021 № 768.
3. Качество теста обеспечивается экспертизой тестовых материалов на предмет содержательной валидности, научной достоверности, системности, значимости, репрезентативности элементов содержания, комплексности и сбалансированности, соответствия заявленному уровню сложности.
4. Эквивалентность вариантов теста обеспечивается их формированием в строгом соответствии с едиными методическими требованиями и спецификацией; отбором заданий, которые имеют одинаковую степень сложности и соответствуют одним и тем же элементам содержания курса обществоведения.
5. Типы заданий
Часть А включает задания закрытого типа, выполнение которых предполагает выбор правильного ответа из пяти предложенных. Часть В включает задания открытого типа, при выполнении которых необходимо сформулировать ответ и оформить его в виде слова, нескольких слов или словосочетания, определенного сочетания цифр, букв и цифр.
6. Количество заданий в одном варианте теста – 44.
Часть А – 28 заданий.
Часть В – 16 заданий.
7. Структура теста
№ – Разделы программного материала – Количество заданий – Процент от общего количества
Человек. Общество. Культура — 8 заданий (18 %).
Социальная сфера — 6 заданий (14 %).
Духовная сфера -— 6 заданий (14 %).
Экономическая сфера – 8 заданий (18 %).
Политическая сфера — 6 заданий (14 %).
Право — 10 заданий (22 %).
8. Уровни сложности
По уровням сложности задания распределяются следующим образом:
I уровень – 2 задания (5 %);
II уровень – 8 заданий (18 %);
III уровень – 18 заданий(41 %);
IV уровень – 12 заданий (27 %);
V уровень – 4 заданий(9 %).
9. Программный материал для разработки тестовых заданий
Раздел 1. Человек. Общество. Культура
Уникальность человека. Биологическое, психологическое и социальное в человеке. Индивид. Индивидуальность. Личность. Сознание и самосознание.
Темперамент, характер, способности. Понятие темперамента, типа темперамента и их характеристика. Понятие характера, типы и черты характера. Понятие способностей, виды способностей, уровни и способы их развития.
Эмоции, чувства, воля. Эмоции и эмоциональные состояния. Виды эмоций и чувств. Способы управления эмоциями и чувствами. Понятие воли, развитие волевых качеств личности.
Направленность личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Духовный мир личности. Бездуховность и ее причины.
Познание человеком самого себя. Способы самопознания. Я-концепция (я-образ). Понятие самооценки, уровни самооценки. Пути саморазвития личности.
Деятельностная сущность человека. Понятие деятельности. Структура деятельности. Понятие потребности, виды потребностей. Мотивы деятельности. Взаимосвязь потребностей и мотивов в деятельности человека. Виды деятельности.
Культура, ее предназначение и функции. Понятие культуры, основные подходы к пониманию культуры. Предназначение и функции культуры. Преемственность и развитие культуры.
Элитарная, массовая, народная культура. Характерные черты массовой культуры. Особенности элитарной культуры. Народная культура в современном обществе.
Медиакультура современного общества. Понятие медиа и медиакультура. Особенности медиакультуры. Влияние медиа на культуру личности и общества.
Субкультура и контркультура. Понятие субкультуры. Виды молодежных субкультур. Контркультура. Отличие субкультуры от контркультуры.
Культурное разнообразие и диалог культур. Проявление универсального и уникального в культуре. Национальные культуры. Поликультурное взаимодействие. Этнокультурные стереотипы и проявление ксенофобии.
Прогресс и регресс в социальном развитии. Проявление прогресса и регресса в современном мире. Общественный прогресс и его критерии. Вызовы и угрозы для человечества. Гуманизм как мера общественного прогресса.
Ступени общественного развития. Основные подходы к рассмотрению истории общества. Формационный подход. Стадиальный подход. Технологический подход.
Цивилизация как культурно-исторический процесс. Понятие цивилизации. Цивилизационный подход к изучению общества. Характерные черты современной цивилизации.
Горизонты информационного общества. Основные характеристики информационного общества. Интернет как глобальная информационная система. Перспективы развития Беларуси в условиях информационного общества.
Глобализация. Понятие глобализации. Факторы глобализации. Противоречивый характер глобализации. Антиглобализм.
Устойчивое развитие – модель развития XXI в. Понятие устойчивого развития. Направления устойчивого развития.
Роль Беларуси в реализации концепции устойчивого развития. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь.
Основные направления политики Республики Беларусь в области культуры. Достижения в развитии культуры суверенной Беларуси.
Раздел 2. Социальная сфера
Уникальность человека. Биологическое, психологическое и социальное в человеке. Индивид. Индивидуальность. Личность. Сознание и самосознание.
Темперамент, характер, способности. Понятие темперамента, типа темперамента и их характеристика. Понятие характера, типы и черты характера. Понятие способностей, виды способностей, уровни и способы их развития.
Эмоции, чувства, воля. Эмоции и эмоциональные состояния. Виды эмоций и чувств. Способы управления эмоциями и чувствами. Понятие воли, развитие волевых качеств личности.
Направленность личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Духовный мир личности. Бездуховность и ее причины.
Познание человеком самого себя. Способы самопознания. Я-концепция (я-образ). Понятие самооценки, уровни самооценки. Пути саморазвития личности.
Деятельностная сущность человека. Понятие деятельности. Структура деятельности. Понятие потребности, виды потребностей. Мотивы деятельности. Взаимосвязь потребностей и мотивов в деятельности человека. Виды деятельности.
Культура, ее предназначение и функции. Понятие культуры, основные подходы к пониманию культуры. Предназначение и функции культуры. Преемственность и развитие культуры.
Элитарная, массовая, народная культура. Характерные черты массовой культуры. Особенности элитарной культуры. Народная культура в современном обществе.
Медиакультура современного общества. Понятие медиа и медиакультура. Особенности медиакультуры. Влияние медиа на культуру личности и общества.
Субкультура и контркультура. Понятие субкультуры. Виды молодежных субкультур. Контркультура. Отличие субкультуры от контркультуры.
Культурное разнообразие и диалог культур. Проявление универсального и уникального в культуре. Национальные культуры. Поликультурное взаимодействие. Этнокультурные стереотипы и проявление ксенофобии.
Прогресс и регресс в социальном развитии. Проявление прогресса и регресса в современном мире. Общественный прогресс и его критерии. Вызовы и угрозы для человечества. Гуманизм как мера общественного прогресса.
Ступени общественного развития. Основные подходы к рассмотрению истории общества. Формационный подход. Стадиальный подход. Технологический подход.
Цивилизация как культурно-исторический процесс. Понятие цивилизации. Цивилизационный подход к изучению общества. Характерные черты современной цивилизации.
Горизонты информационного общества. Основные характеристики информационного общества. Интернет как глобальная информационная система. Перспективы развития Беларуси в условиях информационного общества.
Глобализация. Понятие глобализации. Факторы глобализации. Противоречивый характер глобализации. Антиглобализм.
Устойчивое развитие – модель развития XXI в. Понятие устойчивого развития. Направления устойчивого развития.
Роль Беларуси в реализации концепции устойчивого развития. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь.
Основные направления политики Республики Беларусь в области культуры. Достижения в развитии культуры суверенной Беларуси.
Раздел 3. Духовная сфера
Мораль. Сущность моральной регуляции общественной жизни. Нормы морали. Динамика моральных норм и идеалов. “Золотое правило” нравственности. Этика как теория морали.
Религия. Сущность религии, ее функции. Структурные элементы религии. Конфессия. Секуляризация и сакрализации как процессы развития религии. Веротерпимость. Свобода совести и вероисповедания. Конфессиональная политика белорусского государства.
Философия. Понятия философии и ее структура. Историческая динамика философии. Философия в системе культуры. Философские подходы к познанию действительности.
Наука. Научное познание, цели и ценности науки. Уровни научного познания. Классификация наук. Теория Эмпирия. Наука как социальный институт. Понятие научно-технического прогресса. Роль научного-технического прогресса в развитии человечества. Научный потенциал Республики Беларусь. Достижения в развитии научного потенциала суверенной Беларуси.
Образование. Понятие образования. Образование как социальный институт. Тенденции развития образования.
Раздел 4. Экономическая сфера
Экономика и ее роль в жизни человечества и общества. Понятие экономики. Блага, ресурсы, производство. Взаимосвязь и взаимозависимость между потребностями и ресурсами в процессе экономического выбора. Факторы производства. Экономические субъекты и их взаимосвязи. Характеристика основных экономических систем.
Собственность и доходы. Отношения собственности. Основные формы собственности. Виды доходов. Прожиточный минимум.
Денежно-кредитная система. Деньги, их функции и формы. Банки и их функции. Вклады и кредитование.
Рынок: спрос, предложение, рыночная цена. Понятие и функции рынка. Спрос, предложение и рыночная цена. Виды рынков.
Конкуренция и ее роль в экономике. Понятие конкуренции. Виды конкуренции. Менеджмент. Взаимосвязь менеджмента и эффективности производства. Маркетинг.
Финансовая система общества. Понятие финансовой системы. Государственный бюджет. Налоги, их виды и роль в экономике.
Государство и экономика. Задачи и методы государственного регулирования экономики. Инфляция, ее формы и последствия. Безработица, ее формы и последствия. Социальная политика.
Инновационное развитие странны. Понятие инновационного развития. Типы инноваций. Научный потенциал Республики Беларусь. Научное обеспечение инновационного развития. Высокие технологии и энергосбережение. Инновационная политика. Задачи национальной инновационной системы. Основные направления инновационного развития Республики Беларусь.
Региональная политика Республики Беларусь. Регионы Республики Беларусь. Цели и задачи развития малых и средних городов Беларуси.
Раздел 5. Политическая сфера
Политика и ее роль в общественной жизни. Понятие политики. Политический статус личности. Политическая система и ее функции. Политические элиты и лидеры.
Государство в политической системе. Государство – основной политический институт. Признаки государства. Функции государства. Формы государства.
Демократия. Понятие демократии. Формы демократии. Виды избирательных систем. Принципы демократии.
Правовое государство и гражданское общество. Принципы правового государства. Гражданское общество и его основные институты. Взаимосвязь и взаимозависимость гражданского общества и правового государства. Средства массовой информации и их роль в политике.
Политические идеологии. Понятие и функции политической идеологии. Основные виды политической идеологии. Идеологическое разнообразие современности. Роль идеологии в политике.
Политические партии и общественные объединения. Понятие политической партии и ее функции. Партийные системы. Отличие политической партии от общественного объединения.
Правовые основы международных отношений. Виды международных отношений. Основные принципы международного права. Международное гуманитарное право. Источники и функции международного гуманитарного права. Международно-правовая ответственность.
Геополитическое положение и национальные интересы Республики Беларусь. Понятие геополитики. Геополитический статус Беларуси. Национальные интересы и безопасность Республики Беларусь.
Республика Беларусь в системе международных отношений. Принципы и направления внешней политики Республики Беларусь. Участие Беларуси в международных организациях. Международное сотрудничество. Основные средства международного сотрудничества.
Раздел 6. Право
Понятие права. Нормы права как регуляторы поведения личности. Право в системе социальных норм.
Гражданство как правовая связь с государством. Взаимосвязь прав и обязанностей граждан. Права и обязанности гражданина Республика Беларусь.
Конституционное и избирательное право. Конституция – основной закон государства. Понятие конституционного права. Место Конституции в правовой системе. Структура Конституции Республики Беларусь. Основы конституционного строя Республики Беларусь. Избирательная система Республики Беларусь. Принципы и основные стадии избирательного процесса в Республике Беларусь. Виды референдумов. Референдумы в Республики Беларусь.
Понятие, принципы и поколения прав человека. Международные стандарты по защите прав человека.
Права и ответственность несовершеннолетних. Права ребенка в Республике Беларусь. Основные правовые документы в области защиты прав ребенка. Дееспособность и ответственность несовершеннолетних в Республике Беларусь.
Государственная власть в Республике Беларусь. Принцип разделения властей. Президент Республики Беларусь – Глава государства и гарант Конституции. Органы государственной власти Республики Беларусь и их полномочия. Национальное собрание Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь. Судебная власть. Местное управление и самоуправление.
Основы гражданского права. Понятие гражданского права. Субъекты гражданско-правовых отношений. Гражданская правоспособность и дееспособность физических и юридических лиц.
Основы семейного права. Понятие семейного права. Правовой механизм заключения и прекращения брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Основы трудового права. Понятие трудового права. Трудовой договор. Правовой механизм трудоустройства и прекращения трудового договора. Права и обязанности работников и нанимателей. Нормы трудового права, регулирующие рабочее время, время отдыха, оплату труда работника.
Основы административного права. Понятие административного права. Административное правонарушение. Административная ответственность. Виды административных взысканий.
Основы уголовного права. Понятие уголовного права. Уголовная ответственность и наказание. Признаки, характеризующие совершение преступления. Обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие уголовную ответственность. Виды наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Беларусь.
Органы обеспечения законности и правопорядка в Республики Беларусь. Система органов обеспечения законности и правопорядка в Республики Беларусь. Судебная система Республики Беларусь. Правоохранительные органы Республики Беларусь. Органы юстиции Республики Беларусь. Основные задачи органов в сфере обеспечения законности и правопорядка Республики Беларусь.
10. Объекты контроля
Тест по обществоведению предназначен для проверки учебных достижений.
Абитуриент должен знать:
основные явления и процессы, характеризующие социальную, экономическую, политико-правовую, духовную жизнь современного общества, и понятия, отражающие сущность явлений и процессов;
приоритеты политического, социально-экономического, культурного развития Республики Беларусь на современном этапе;
основные положения идеологии белорусского государства;
содержание Конституции Республики Беларусь.
Абитуриент должен уметь:
анализировать, систематизировать, обобщать изученные общественные явления и процессы;
сравнивать изученные общественные явления и процессы, выявлять их общие черты и отличия;
раскрывать причинно-следственные связи между общественными явлениями и процессами;
определять последовательность общественных явлений и процессов;
устанавливать соответствие между предложенными множествами (общественными явлениями, процессами и понятиями, отражающими их сущность);
извлекать из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и др.), необходимую информацию, преобразовывать ее и использовать для решения учебно-познавательных и практических задач.
11. Время выполнения теста – 90 минут.
12. Результаты выполнения теста оцениваются согласно Методике подсчета результатов централизованного тестирования, утверждаемой Министерством образования Республики Беларусь.
Подпишись на рассылку и получи чек-лист по подготовке к ЦТ:
Оставь свой e-mail и каждую пятницу получай самые важные, нужные и обсуждаемые материалы из блога о ЦТ и подготовке. Подписывайся, чтобы ничего не пропустить!
Подпишись на рассылку и получи чек-лист по подготовке к ЦТ:
Оставь свой e-mail и каждую пятницу получай самые важные, нужные и обсуждаемые материалы из блога о ЦТ и подготовке. Подписывайся, чтобы ничего не пропустить!