Спецификация теста к ЦТ в 2021 году по учебному предмету «География»

 
1. Назначение теста — объективное оценивание уровня подготовки лиц, имеющих общее среднее образование и желающих продолжить обучение в учреждениях среднего специального или высшего образования Республики Беларусь.

2. Содержание теста соответствует Программе вступительных испытаний по учебному предмету «География» для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения высшего образования І ступени или среднего специального образования, 2021 г., утвержденной приказом Министра образования Республики Беларусь от 29.10.2020 № 719.

3. Качество теста обеспечивается экспертизой тестовых материалов на предмет содержательной валидности, научной достоверности, системности, значимости, репрезентативности элементов содержания, комплексности и сбалансированности; соответствия заявленному уровню сложности.

4. Эквивалентность вариантов теста обеспечивается их формированием в соответствии с едиными методическими требованиями и спецификацией; отбором заданий, которые имеют одинаковый уровень сложности и соответствуют одним и тем же элементам содержания курса географии.

5. Типы заданий

Часть А включает задания закрытого типа, выполнение которых предполагает выбор правильного ответа из пяти предложенных.

Часть В включает задания открытого типа, при выполнении которых необходимо сформулировать ответ и оформить его в виде цифр, слова, нескольких слов, словосочетания или определенного сочетания букв и цифр.

6. Количество заданий в одном варианте теста – 44.

Часть А – 28 заданий.
Часть В – 16 заданий.

7. Структура теста

№ – Разделы программного материала – Количество заданий – Процент от общего количества

Раздел 1. Начальный курс географии. Мировое хозяйство и глобальные проблемы человечества — 15 заданий (34 %).
Раздел 2. География материков и стран – 19 заданий (43 %).
Раздел 3. География Беларуси — 10 заданий (23 %).

8. Уровни сложности

По уровням сложности задания распределяются следующим образом:

I уровень – 2 задания (5 %);
II уровень – 8 заданий (18 %);
III уровень – 18 заданий (41 %);
IV уровень – 12 заданий (27 %);
V уровень – 4задания (9 %).

9. Программный материал для разработки тестовых заданий

Раздел 1. Начальный курс географии. Мировое хозяйство и глобальные проблемы человечества

  • География — наука о природе Земли и причинах ее разнообразия, населении и его хозяйственной деятельности.
  • Изображение поверхности Земли на плане местности, глобусе и карте.
  • Природа Земли. Геоэкологические проблемы географической оболочки.
  • Литосфера и рельеф Земли.
  • Гидросфера Земли.
  • Атмосфера и климат Земли.
  • Биосфера, ее состав и границы.
  • Геоэкологические проблемы литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы.
  • Население и его хозяйственная деятельность. География мирового хозяйства. Социально-экономические глобальные проблемы.
  • География населения мира. Современная политическая карта мира. Типология стран. Международные организации. География природных ресурсов мира.
  • Понятие о хозяйстве. Виды экономической деятельности.
  • Факторы развития мирового хозяйства.
  • Современная структура мирового хозяйства.
  • География секторов мирового хозяйства.
  • География сельского хозяйства мира.
  • География промышленности мира.
  • География сферы услуг.
  • Социально-экономические глобальные проблемы.

 
Раздел 2. География материков и стран

  • Общий географический обзор земного шара.
  • Географическая оболочка: состав, свойства и закономерности развития географической оболочки.
  • Современные демографические тенденции.
  • Мировой рынок.
  • Показатели уровня социально-экономического развития стран.
  • Региональный географический обзор земного шара.
  • Географические открытия и исследования материков и океанов.
  • Физико-географическая характеристика океанов (Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого).
  • Физико-географическая характеристика материков (Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии) по плану: географическое положение, геологическое строение и полезные ископаемые, рельеф, климат, внутренние воды, почвы, растительный и животный мир, природные ресурсы, современные экологические проблемы. Особенности широтной зональности и высотной поясности на разных материках.
  • Характеристика населения и хозяйства Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии.
  • Крупнейшие регионы Евразии: Западная Европа, Северная Европа, Южная Европа, Восточная Европа; Центральная и Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Западная Азия.
  • География стран мира. Комплексная географическая характеристика ЮАР, Египта, Австралийского Союза, Бразилии, Аргентины, Венесуэлы, США, Канады, Мексики, Германии, Франции, Великобритании, Италии, Польши, Украины, Китая, Японии, Индии, Казахстана и государств Центральной Азии, государств Закавказья, государств Балтии, России (географическое положение, природные условия и ресурсы, население, особенности развития хозяйства, сфера производства, сфера услуг, внешние экономические связи).

 
Раздел 3. География Беларуси

  • Географическое положение Республики Беларусь.
  • Географические исследования Беларуси.
  • Природные условия и ресурсы Беларуси.
  • Геологическое строение, полезные ископаемые, рельеф, климат и климатические ресурсы, поверхностные и подземные воды, почвы, растительность, животный мир. Географические ландшафты. Экологические проблемы.
  • Охрана природы; рекреационные ресурсы и их оценка; антропогенное воздействие на окружающую среду.
  • Природное районирование Беларуси. Поозерская провинция. Западно-Белорусская провинция.
  • Восточно- Белорусская провинция. Провинция Предполесья. Полесская провинция.
  • Население Республики Беларусь.
  • Общая характеристика хозяйства.
  • Современная структура хозяйства Беларуси. Вид экономической деятельности. Структура хозяйства по видам экономической деятельности.
  • География сферы производства.
  • География сферы услуг.
  • Беларусь в мировом сообществе.
  • Административные области Беларуси.
  • Минск — столица Беларуси.

 

10. Объекты контроля

Тест по географии предназначен для проверки учебных достижений.

Абитуриент должен владеть фактологическим материалом, понимать основные географические термины и понятия, уметь обобщать и анализировать, а также применять полученные знания и умения.

Абитуриент должен знать:

  • местоположение географических объектов, указанных в перечне «географическая номенклатура»;
  • основные закономерности развития географической оболочки, особенности взаимодействия между природной средой и обществом;
  • вклад ученых в развитие географии, роль географической науки в решении проблемы взаимодействия общества и природы;
  • особенности природы Земли и населения мира, уровень развития, специализацию и размещение отраслей (видов деятельности) мирового хозяйства;
  • современную политическую карту мира, особенности материальной и духовной культуры населения регионов мира;
  • природу материков и океанов, особенности природы, населения и хозяйственной деятельности различных стран и регионов;
  • место Республики Беларусь в мировом сообществе, особенности природы, населения, хозяйства страны;
  • основные этапы развития мирового хозяйства, современную структуру мирового хозяйства;
  • глобальные — геоэкологические и социально-экономические проблемы;
  • сущность проблем природопользования и стратегии устойчивого развития;

 

уметь:

  • работать с картографическими материалами и другими источниками географической информации (графической, статистической, справочной, краеведческой);
  • читать топографическую и географические карты, графики хода основных климатических показателей, розу ветров;
  • определять среднесуточные и среднемесячные температуры, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой, абсолютную и относительную влажность воздуха, сопоставлять климатические характеристики;
  • рассчитывать амплитуды температур, относительные превышения, изменения численности населения с учетом естественного и механического движения, среднюю плотность населения по статистическим данным;
  • определять по карте глубину и протяженность океанов с запада на восток и с севера на юг;
  • составлять описание природы и ресурсов океанов, составлять схему структуры хозяйства, отраслей промышленности (видов деятельности), сельского хозяйства, транспорта;
  • называть и объяснять особенности размещения, структуры населения, современные демографические процессы;
  • устанавливать причинно-следственные связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственной деятельностью человека на материках, в регионах, странах;
  • комплексно характеризовать материк, регион, государство;
  • объяснять основные факторы размещения производства на примере отдельных отраслей (видов деятельности) хозяйства;
  • характеризовать структуру мирового хозяйства, географию секторов мирового хозяйства;
  • анализировать причины и последствия геоэкологических проблем географической оболочки и социально-экономических глобальных проблем.

11. Время выполнения теста – 90 минут.

12. Результаты выполнения теста оцениваются согласно Методике подсчета результатов централизованного тестирования, утверждаемой Министерством образования Республики Беларусь.

Источник: rikc.by

 

31.01.2023
РУБРИКА ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ

Подпишись на рассылку и получи чек-лист по подготовке к ЦТ:
Оставь свой e-mail и каждую пятницу получай самые важные, нужные и обсуждаемые материалы из блога о ЦТ и подготовке. Подписывайся, чтобы ничего не пропустить!
Подпишись на рассылку и получи чек-лист по подготовке к ЦТ:
Оставь свой e-mail и каждую пятницу получай самые важные, нужные и обсуждаемые материалы из блога о ЦТ и подготовке. Подписывайся, чтобы ничего не пропустить!
*Отправляя персональные данные, вы принимаете политику конфиденциальности.