Спецификация теста к ЦТ в 2021 году по учебному предмету «География»
Спецификация теста к ЦТ в 2021 году по учебному предмету «География»
1. Назначение теста — объективное оценивание уровня подготовки лиц, имеющих общее среднее образование и желающих продолжить обучение в учреждениях среднего специального или высшего образования Республики Беларусь.
2. Содержание теста соответствует Программе вступительных испытаний по учебному предмету «География» для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения высшего образования І ступени или среднего специального образования, 2021 г., утвержденной приказом Министра образования Республики Беларусь от 29.10.2020 № 719.
3. Качество теста обеспечивается экспертизой тестовых материалов на предмет содержательной валидности, научной достоверности, системности, значимости, репрезентативности элементов содержания, комплексности и сбалансированности; соответствия заявленному уровню сложности.
4. Эквивалентность вариантов теста обеспечивается их формированием в соответствии с едиными методическими требованиями и спецификацией; отбором заданий, которые имеют одинаковый уровень сложности и соответствуют одним и тем же элементам содержания курса географии.
5. Типы заданий
Часть А включает задания закрытого типа, выполнение которых предполагает выбор правильного ответа из пяти предложенных.
Часть В включает задания открытого типа, при выполнении которых необходимо сформулировать ответ и оформить его в виде цифр, слова, нескольких слов, словосочетания или определенного сочетания букв и цифр.
6. Количество заданий в одном варианте теста – 44.
Часть А – 28 заданий.
Часть В – 16 заданий.
7. Структура теста
№ – Разделы программного материала – Количество заданий – Процент от общего количества
Раздел 1. Начальный курс географии. Мировое хозяйство и глобальные проблемы человечества — 15 заданий (34 %).
Раздел 2. География материков и стран – 19 заданий (43 %).
Раздел 3. География Беларуси — 10 заданий (23 %).
8. Уровни сложности
По уровням сложности задания распределяются следующим образом:
I уровень – 2 задания (5 %);
II уровень – 8 заданий (18 %);
III уровень – 18 заданий (41 %);
IV уровень – 12 заданий (27 %);
V уровень – 4задания (9 %).
9. Программный материал для разработки тестовых заданий
Раздел 1. Начальный курс географии. Мировое хозяйство и глобальные проблемы человечества
География — наука о природе Земли и причинах ее разнообразия, населении и его хозяйственной деятельности.
Изображение поверхности Земли на плане местности, глобусе и карте.
Природа Земли. Геоэкологические проблемы географической оболочки.
Литосфера и рельеф Земли.
Гидросфера Земли.
Атмосфера и климат Земли.
Биосфера, ее состав и границы.
Геоэкологические проблемы литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы.
Население и его хозяйственная деятельность. География мирового хозяйства. Социально-экономические глобальные проблемы.
География населения мира. Современная политическая карта мира. Типология стран. Международные организации. География природных ресурсов мира.
Понятие о хозяйстве. Виды экономической деятельности.
Факторы развития мирового хозяйства.
Современная структура мирового хозяйства.
География секторов мирового хозяйства.
География сельского хозяйства мира.
География промышленности мира.
География сферы услуг.
Социально-экономические глобальные проблемы.
Раздел 2. География материков и стран
Общий географический обзор земного шара.
Географическая оболочка: состав, свойства и закономерности развития географической оболочки.
Современные демографические тенденции.
Мировой рынок.
Показатели уровня социально-экономического развития стран.
Региональный географический обзор земного шара.
Географические открытия и исследования материков и океанов.
Физико-географическая характеристика океанов (Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого).
Физико-географическая характеристика материков (Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии) по плану: географическое положение, геологическое строение и полезные ископаемые, рельеф, климат, внутренние воды, почвы, растительный и животный мир, природные ресурсы, современные экологические проблемы. Особенности широтной зональности и высотной поясности на разных материках.
Характеристика населения и хозяйства Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии.
Крупнейшие регионы Евразии: Западная Европа, Северная Европа, Южная Европа, Восточная Европа; Центральная и Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Западная Азия.
География стран мира. Комплексная географическая характеристика ЮАР, Египта, Австралийского Союза, Бразилии, Аргентины, Венесуэлы, США, Канады, Мексики, Германии, Франции, Великобритании, Италии, Польши, Украины, Китая, Японии, Индии, Казахстана и государств Центральной Азии, государств Закавказья, государств Балтии, России (географическое положение, природные условия и ресурсы, население, особенности развития хозяйства, сфера производства, сфера услуг, внешние экономические связи).
Раздел 3. География Беларуси
Географическое положение Республики Беларусь.
Географические исследования Беларуси.
Природные условия и ресурсы Беларуси.
Геологическое строение, полезные ископаемые, рельеф, климат и климатические ресурсы, поверхностные и подземные воды, почвы, растительность, животный мир. Географические ландшафты. Экологические проблемы.
Охрана природы; рекреационные ресурсы и их оценка; антропогенное воздействие на окружающую среду.
Восточно- Белорусская провинция. Провинция Предполесья. Полесская провинция.
Население Республики Беларусь.
Общая характеристика хозяйства.
Современная структура хозяйства Беларуси. Вид экономической деятельности. Структура хозяйства по видам экономической деятельности.
География сферы производства.
География сферы услуг.
Беларусь в мировом сообществе.
Административные области Беларуси.
Минск — столица Беларуси.
10. Объекты контроля
Тест по географии предназначен для проверки учебных достижений.
Абитуриент должен владеть фактологическим материалом, понимать основные географические термины и понятия, уметь обобщать и анализировать, а также применять полученные знания и умения.
Абитуриент должен знать:
местоположение географических объектов, указанных в перечне «географическая номенклатура»;
основные закономерности развития географической оболочки, особенности взаимодействия между природной средой и обществом;
вклад ученых в развитие географии, роль географической науки в решении проблемы взаимодействия общества и природы;
особенности природы Земли и населения мира, уровень развития, специализацию и размещение отраслей (видов деятельности) мирового хозяйства;
современную политическую карту мира, особенности материальной и духовной культуры населения регионов мира;
природу материков и океанов, особенности природы, населения и хозяйственной деятельности различных стран и регионов;
место Республики Беларусь в мировом сообществе, особенности природы, населения, хозяйства страны;
основные этапы развития мирового хозяйства, современную структуру мирового хозяйства;
глобальные — геоэкологические и социально-экономические проблемы;
сущность проблем природопользования и стратегии устойчивого развития;
уметь:
работать с картографическими материалами и другими источниками географической информации (графической, статистической, справочной, краеведческой);
читать топографическую и географические карты, графики хода основных климатических показателей, розу ветров;
определять среднесуточные и среднемесячные температуры, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой, абсолютную и относительную влажность воздуха, сопоставлять климатические характеристики;
рассчитывать амплитуды температур, относительные превышения, изменения численности населения с учетом естественного и механического движения, среднюю плотность населения по статистическим данным;
определять по карте глубину и протяженность океанов с запада на восток и с севера на юг;
составлять описание природы и ресурсов океанов, составлять схему структуры хозяйства, отраслей промышленности (видов деятельности), сельского хозяйства, транспорта;
называть и объяснять особенности размещения, структуры населения, современные демографические процессы;
устанавливать причинно-следственные связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственной деятельностью человека на материках, в регионах, странах;
объяснять основные факторы размещения производства на примере отдельных отраслей (видов деятельности) хозяйства;
характеризовать структуру мирового хозяйства, географию секторов мирового хозяйства;
анализировать причины и последствия геоэкологических проблем географической оболочки и социально-экономических глобальных проблем.
11. Время выполнения теста – 90 минут.
12. Результаты выполнения теста оцениваются согласно Методике подсчета результатов централизованного тестирования, утверждаемой Министерством образования Республики Беларусь.
Подпишись на рассылку и получи чек-лист по подготовке к ЦТ:
Оставь свой e-mail и каждую пятницу получай самые важные, нужные и обсуждаемые материалы из блога о ЦТ и подготовке. Подписывайся, чтобы ничего не пропустить!
Подпишись на рассылку и получи чек-лист по подготовке к ЦТ:
Оставь свой e-mail и каждую пятницу получай самые важные, нужные и обсуждаемые материалы из блога о ЦТ и подготовке. Подписывайся, чтобы ничего не пропустить!