Раздельное обучение явление отнюдь не трендовое и не новое. Еще в 18 веке применялась практика отдельного женского воспитания и во времена Великой Отечественной войны – мальчики и девочки также обучались порознь. Затем стали популярны совместные классы в привычном нам понимании. Но – мода, как известно, циклична. Это касается в том числе и образования. Раздельное обучение снова особенно популярно среди элит, а число гендерных классов во всем мире растет. Хорошо это или плохо? что о таком подходе к учебе думают ученые? И есть ли раздельные классы в Беларуси? Ответы на вопросы – в этом материале.
До недавнего времени (а точнее до 19-го века) раздельное образование в Европе, да и в той же царской России считалось стандартом. Главным аргументом было утверждение, что мальчики и девочки будут вести разный образ жизни. Соответственно, им нужно разное обучение. Девочкам, как будущим хозяйкам, в преподавании делали упор на педагогику, рукоделие, стенографию и т.д. У мальчиков же преобладала физическая подготовка, точные науки. Учителя в таких школах были также подобраны под пол обучающихся: у мальчиков — мужчины, а у девочек, соответственно, женщины.
Но в тех же сельских школах зачастую все было не так строго: из-за нехватки персонала и помещений классы часто перемешивались. Так что гендерные классы в большинстве преобладали в элитах.
К концу 19-го века европейские педагоги все же стали настаивать на введении совместного обучения: таким образом они хотели расширить образовательные возможности девочек. К тому смешанные классы в то время существовали в США, поэтому был хороший пример, что и такое возможно. Да и содержать один смешанный класс было денежно выгоднее
В это, возможно, трудно поверить, но еще в 1929 папа Пий XI (папа римский) осуждал совместное обучение мальчиков и девочек. Военное время расставило свои очевидные акценты – количество смешанных школ начало расти, и такой подход в обучении стал нормой.
В Арабском мире и странах Азии учебные заведения, ориентированные на женщин, очень популярны. По сути это единственный способ дать девочкам образование. Так, например, один из самых больших университетов для женщин находится в Саудовской Аравии и носит имя принцессы Норы бинт Адбулрахман. Для понимания масштабности – одновременно здесь могут учиться 60000 студенток! Можете представить, какой огромный конкурс для поступления в этот вуз!
Сейчас школы с раздельным обучение есть во многих странах, правда, чаще всего это привилегированные учебные заведения либо частные школы.
На сегодня в стране действует одна женская гимназия в Жодино. Учебное заведение достаточно популярно. Например, чтобы поступить в гимназию после 9-го класса из другой школы, нужно иметь средний балл не ниже семи, а также хорошо сдать внутренние экзамены. В гимназии которая была открыта в 1992-м году, школьницы могут плавать в бассейне, заниматься в тренажерном зале и посещать занятия в классе хореографии. Также у девчонок есть шестой школьный день, в который они… учатся кулинарии, а также постигают правила этикета, а вместе с ним основы гостеприимства, правила общения и поведения.К слову, еще каких-то 15-20 лет назад здесь обучали и парикмахерскому искусству, и домоводству, и даже машинописи.
В этом учебном заведении учатся в основном девочки из Жодино, но есть школьницы и из соседних городов.С точки зрения образования это учреждение мало чем отличается от других: те же предметы, но, например, иностранных языка здесь три – английский, французский и немецкий.
А вот для мальчиков в Беларуси функционирует Суворовское училище. В него можно поступить после окончания седьмого класса. Учебное заведение было открыто еще в 1953 году. Отбор в “суворовцы” серьезный: в среднем — три человека на место. В год набирают около 70 воспитанников. Изначально нужно пройти медицинскую комиссию, психологический отбор и проверку уровня физической готовности. Лишь после успешного выполнения этих испытаний можно допуститься к сдаче экзаменов по русскому языку и математике. К слову, ребята здесь на повышенном уровне изучают физику, математику и английский язык. Кроме того, воспитанники знакомятся с оружием, проходят через имитацию службы в наряде и выполняют определенные задачи как солдаты.
Проживание, одежды и питание полностью обеспечивает государство. Отметим, что прием документов в Суворовское училище в 2024 году пройдет с 2 мая по 1 июня.
Теория, что мальчики и девочки учатся по-разному, небезосновательна – утверждают ученые. По их мнению, мы неодинаково воспринимаем информацию. Например, на уроках физики девочкам надо сначала объяснить, а потом показать. Мальчикам — наоборот. Отчасти поэтому в смешанных классах учителя чаще делают ставку на парней, а из девочек предмет успешнее усваивают ученицы с мужским складом ума. Вторит этой теории и семейный доктор и психолог из США Леонард Сакс. Он заявляет, что у мужчин и женщин реакции, эмоции и речь обрабатываются разными областями мозга, соответственно, раз мы так непохожи, то и школьную программу нам надо преподавать неодинаково.
Но не все специалисты разделяют это мнение. Многие сходятся в том, что нет смысла создавать однополые школы и классы, которые только будут усиливать гендерные стереотипы. Наоборот – ежедневный контакт, скорее, поможет развеять ярлыки друг друге и скорректирует модели взаимодействия.
Пока кто-то продолжает спорить о надобности гендерных школ, мы же хотим сделать вывод, что квалификация преподавателя, атмосфера в классе и вовлеченность в процесс играют гораздо большую роль, нежели гендерное разделение.