Внимание! В нашем учебном центре временные неполадки со связью, но мы по-прежнему оперативно отвечаем в мессенджерах (Viber, Telegram) и соцсетях (ВКонтакте, Instagram, Facebook). Если у вас возникнет вопрос, обязательно пишите.
Close
 
Однодневный курс подготовки к ЦТ за 4,5 часа: Успейте записаться до 10 июля. Количество мест ограничено.
Выпускники 100ЦТ набирают на ЦТ в среднем 70 баллов.
Заполните форму с контактными данными —
мы обязательно вам перезвоним.

Разбор заданий ЦТ по русскому: как найти предложение, соответствующее схеме?

Иногда на ЦТ по русскому нужно быть таким же быстрым и смекалистым как детектив. Сегодня поделимся с вам верной схемой поиска предложений, соответствующих схеме. Такое задание составители тестов любят.
разбор задания ЦТ

Схема разбора задания ЦТ В10

1. Определите количество грамматических основ, чтобы понять, является предложение простым или сложным. Количество грамматических основ должно соответствовать количеству скобок на схеме.
2. Если предложение является сложным (имеет две и более грамматические основы), определите, при помощи чего связаны предикативные части. Если они связаны сочинительными союзами (и, тоже, также, ни…ни, или, но, а и т.д.), то предложение является сложносочинённым. Если подчинительными (что, когда, пока, чтобы, если, потому что и т.д.), то сложноподчинённым. Если связь осуществляется только интонационно и по смыслу, предложение является бессоюзным.
Обратите внимание: сочинительные союзы могут связывать не только части сложносочинённого предложения, но и однородные члены.
3. В этом случае союзы никак не отражаются на схеме. На схеме есть только те союзы, которые связывают части сложного предложения. А потому постарайтесь определить синтаксическую функцию (что связывает?) каждого союза в предложении.
4. Не все союзы располагаются перед следующей частью предложения или в ее начале. Сочинительные союзы «же», «тоже», «также» находятся внутри части: Папа вернулся пораньше, мама тоже отпросилась с работы. Подчинительный союз «ли» тоже прячется в серединке: Он спросил, успею ли я приехать.
Обратите внимание: на схеме не отражаются: обособленные определения и обстоятельства, выраженные причастными и деепричастными оборотами, обособленные приложения, а также вводные единицы (как полагают учёные, как говорит моя бабушка, по воспоминаниям современников, смешно сказать и т.д.).
5. Помните, что не всегда предикативные части сложного предложения отделяются друг от друга запятой. Теперь посмотрим на схемы предложений:
Простое предложение: [ ].
Сложносочинённое предложение: [ ], и [ ]. [ ], а [ ]. [ ], но [ ]. [ ] и [ ]?
Сложноподчинённое предложение: [ ], ( ). ( ), [ ]. [ ,( ), ].
Сложноподчинённое предложение с двумя придаточными: [ ], ( ) и ( ). ( ), [ ], ( ). [ ], ( ), ( ). ✍ Бессоюзное предложение: [ ], [ ]. [ ] – [ ]. [ ] : [ ].
Сложное предложение с разными видами связи: [ ], а [ ], ( ) (сочинительная и подчинительная); [ ], [ ], [ ] (бессоюзная и сочинительная); ( ), [ ], [ ] и [ ] (подчинительная, сочинительная и бессоюзная).
решение цт часть б

Рассмотрим задание В10. Установите соответствие между предложениями и их схемами:

1. Пока малыш надевает ботинки, умывается, завтракает, в игрушечном государстве царят тишина и порядок.
✍ В предложении две грамматические основы, части связаны подчинительным союзом «пока», следовательно, перед нами СПП с одной придаточной. Придаточная находится перед главной частью.
Схема: ( ), [ ].
2. Я хорошо видел, что дед следит за мною умными и зоркими зелёными глазами, и боялся его.
✍ В предложении две грамматические основы (я видел и боялся; дед следит). Части связаны подчинительным союзом «что». Придаточная часть находится внутри главной части.
Схема: [ ,( ), ].
3. Если хотите знать, я тренируюсь каждый день.
✍ В предложении одна грамматическая основа. Простое предложение осложнено вводной конструкцией «если хотите знать», которая никак не отражается на схеме.
Схема: [ ].
4. Боцман повернулся ко мне, спрашивая глазами, стоит ли продолжать этот разговор.
✍ В предложении две грамматические основы (боцман повернулся; стоит продолжать). Части предложения соединены подчинительным союзом «ли». Придаточная находится после главной части. Деепричастный оборот «спрашивая глазами», входящий в состав первой части предложения, самостоятельной предикативной частью не является и на схеме не отражается.
Схема: [ ], ( ).

Подпишись на рассылку и получи литературный дневник:
Оставь свой e-mail и каждую пятницу получай самые важные, нужные и обсуждаемые материалы из блога о ЦТ и подготовке. Подписывайся, чтобы ничего не пропустить!
Подпишись на рассылку и получи литературный дневник:
Оставь свой e-mail и каждую пятницу получай самые важные, нужные и обсуждаемые материалы из блога о ЦТ и подготовке. Подписывайся, чтобы ничего не пропустить!
ЦТ-практикум по русскому языку
Однодневный курс подготовки к ЦТ за 4,5 часа за день до ЦТ-2020!
Успейте записаться до 10 июля. Количество мест ограничено.