Поколение Z часто обвиняют в клиповом мышлении, характеризуя это явление с негативной точки зрения. Основные претензии — фрагментарная память, невнимательность, рассредоточенность. Таким людям трудно читать объемные книги, смотреть длинные видео. Мало кто знает, но у клипового мышления есть и другая сторона…
Понятие «клиповое мышление» отнюдь не ново. Оно появилось еще в 1990-ые годы, когда на ТВ пришло много яркой рекламы. С распространением интернета и соцсетей эта проблема обострилась. Если проанализировать самые популярные ролики на YouTube, то их хронометраж не будет превышать 15 минут. Популярные блогеры активно используют быструю смену картинки, а социальные сети приучают нас к коротким постам или видеороликам, которые появляются ежесекундно. Этим можно объяснить и стремительную популярность TikTok.
Одно дело лишь реклама на ТВ в 90-х, другое — информация повсюду. Наш мозг можно понять. Он избегает перегрузки, старается отстраниться от большого количества воздействующих факторов и начинает идти по легкому пути, т. е. больше работать с кратковременной памятью, чем с долговременной. Поэтому специалисты говорят, что клиповое мышление — это не деградация, а адаптация.
Вот какие плюсы этого явления можно выделить: защита мозга от перегрузки. Он сам фильтрует интенсивный поток информации и разбивает ее на небольшие фрагменты. Развивает многозадачность: мы можем одновременно читать, слушать музыку и вести переписку. Ускорение реакции: люди с клиповым мышлением быстрее реагируют на любые внешние стимулы.
Тем не менее, минусов в этом явлении гораздо больше — низкая концентрация, поверхностное восприятие, трудности в обучении и освоении информации, неспособность воспринимать информацию критически, отсутствие собственного мнения (подмена его вычитанным из интернета), снижение чувствительности и понимания других, отсутствие рефлексии, коммуникативных навыков и небольшой словарный запас.