Одно задание по морфемике, одно – по словообразованию (в сумме – всего два из сорока в ЦТ по русскому), а хлопот, возни, опилок – не оберёшься! Неспроста задания по этим разделам языкознания считаются одними из самых сложных и ошибкоопасных в ЦТ.
В чём же дело? Почему так трудно бывает разобрать слово по составу (выполнить морфемный разбор), правильно составить из слов словообразовательную пару, а то и целое «семейство» – словообразовательную цепочку? Как показывает практика, дело здесь в незнании некоторых закономерностей языка, а также приёмов, помогающих нам правильно разобрать слово, проанализировать словообразовательную пару и т.д.
Начнём с главных определений. Морфемика – это раздел языкознания, в котором изучается состав слова. Основной единицей морфемики является морфема – наименьшая значимая (т.е. обладающая значением) единица языка. Словообразование – раздел языкознания, изучающий способы образования новых слов. Это соседние области лингвистики, а потому, выполняя задание по морфемике, мы часто прибегаем к словообразованию – и наоборот.
А теперь – к практике. Вот, к примеру, слово «поручительство». Составители теста предлагают разобрать нам его по составу или выяснить, сколько в слове суффиксов. Как быть?
Рекомендую начать с подбора однокоренных слов, причём слов этих, желательно, должно быть больше, чем два или три. Чем больше однокоренных, тем явственней проглядывает в слове корень – обязательная часть слова, в которой заключён основной компонент его лексического значения. Корень – общая часть однокоренных слов.
Итак, подбираем однокоренные слова и смотрим, что у них общего: поручитель, поручительский, поручиться, ручаться, поручить, заручиться и т.д. Как видим, общий у них корень «руч-».
«По-» – это приставка – морфема, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
А далее начинается самое сложное: вычленение в слове суффиксов – морфем, которые располагаются после корня и служат для образования новых слов или форм слова. Для того, чтобы выяснить, какие в слове есть суффиксы, нужно:
1) найти производящее слово, т.е. слово, от которого образовано данное; для производного оно является самым близким по лексическому значению и морфемному составу «родственником»;
2) построить словообразовательную цепочку, чтобы проследить «историю» той или иной морфемы в производном слове.
Производящим для слова «поручительство» является слово «поручитель». Иначе говоря, эти слова образуют словообразовательную пару. Что нам даёт эта пара? Мы видим, что наше «поручительство» образовано при помощи суффикса -ств- (такой суффикс наблюдается у многих абстрактных существительных: равенство, братство, ходатайство и т.д.).
Что дальше? А дальше, чтобы разобраться, как «расчленить» оставшуюся часть слова, построим цепочку – словообразовательную последовательность:
поручительство – поручитель – поручить
Слово «поручитель» образовано от слова «поручить» при помощи суффикса -тель- (этот суффикс мы встречаем в таких словах, как «учитель», «воспитатель», «водитель» и т.д.).
Итак, два суффикса есть. Что «осталось на трубе»? Осталось «и», которое тоже является суффиксом, пришедшим в наше существительное из глагола «поручить».
Таким образом, путём последовательного морфемного и словообразовательного анализа нам удалось установить, что в нашем слове целых три суффикса, в которых как бы сохранена история слова, его происхождение.
Осталось у нас «о», которое, как вы догадываетесь, является окончанием – морфемой, служащей для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении. Как определить окончание существительного? Изменить слово по падежам и посмотреть, что при этом изменении движется, крутится, как хвостик (Р.п. поручительства, Д.п. поручительству, Т.п. поручительством и т.д.). Этот гибкий, подвижный «хвостик» и есть окончание.
Основой нашего слова будет всё, кроме этого «о» – уж слишком оно неугомонное, чтобы его взяли на борт такого серьёзного судна, как основа слова – часть слова, в которую входят корень и словообразовательные морфемы.
Вот и всё. В следующий раз вы узнаете несколько лайфхаков по морфемике и словообразованию, а также познакомитесь с наиболее распространёнными в заданиях по этим разделам «ловушками» ЦТ