Для большинства людей понятие школа — это что-то традиционное и устоявшееся. Мало кто знает, что в мире существуют десятки нестандартных как по внешнему виду, так и по методам преподавания учебных заведений.
1. Если для многих стран идея с интегрированным обучением (здоровые дети + ребята с инвалидностью) – это привычное явление, то, согласимся, для Беларуси это все-таки еще в новинку. В нашей стране пока небольшое количество школ готовы и могут обеспечить процесс инклюзивного образования. Одной из таких является средняя школа №18 г. Борисова. Там уже более 20 лет наравне с другими ребятами учатся дети с особенностями психофизического развития. Это дети с аутизмом, нарушениями слуха, зрения, проблемами опорно-двигательного аппарата и т.д. Чтобы такие дети комфортно себя чувствовали в школе, в штат специально ввели должность помощников воспитателя. Кроме того, для ребят с инвалидностью в школе предусмотрены дополнительные коррекционные занятия с учителем-дефектологом и адаптивная физкультура. К слову, по данным исследования Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), в Беларуси каждый третий ребенок с инвалидностью 10−17 лет испытывает чувство одиночества, поэтому хочется надеяться, что скоро в Беларуси интегрированных школ станет больше.
2. Продолжая тему толерантности и равенства, рассказываем об одной необычной общеобразовательной московской школе. Это первая поликультурная школа №1650. Дело в том, что здесь обучаются ребята более тридцати национальностей: армяне, русские, белорусы, евреи, латыши, немцы, цыгане, башкиры и многие другие. Русский язык здесь преподается как иностранный, а в обязательной программе обучения такие предметы как «Этнология», «Россиеведение», «Этика и этикет народов мира». Кроме того, в школе действует кабинет этнопсихологии, где специалисты помогают осуществлять воспитание детей с учетом индивидуальных этнопсихологических особенностей. Помимо этого, в школе также оказывают помощь родителям в разрешении проблемных ситуаций, которые возникают в процессе воспитания детей в семье.
3. Продолжаем заглядывать в школы к соседям. В Украине, в городе Ичня Черниговской области, действует «Школа здоровья»: так ее прозвали, потому что здесь укреплению здоровья способствует специальная методика. Одним из главных правил учебного заведения является то, что все дети должны много двигаться. Кроме того, ученики за партами сидят с мешочками с йодированной солью на голове: так они формируют правильную осанку и выдерживают необходимое расстояние глаз до тетради. Помимо этого, зарядка является не просто рекомендательной, а обязательной к выполнению. Плюс ко всему ребята здесь ходят с чесноком на шее, который находится в контейнере из-под киндера, а на подоконнике хранится лук.
4. Теперь переместимся в Швейцарию. Если у вас первая ассоциация с этой страной – дороговизна, то вы попали в точку! Школа – интернат «Institut Le Rosey» – самая дорогая школа в мире. Выпускники этого учебного учреждения – особы весьма непростые. В разное время школу окончили король Испании Хуан Карлос I, принц Монако Ренье III, певец Джо Дассен и постоянные имена списка Forbes. Le Rosey принимает детей от 8 до 18 лет. Уроки начинаются в 8 и длятся по 40 минут до 15:30. Затем у учеников свободное время, они занимаются разными видами спорта (действует более 20 спортивных секций), искусством или технологиями. Все время дети учатся в средневековом замке на берегу Женевского озера, а на зиму переезжают на один из горнолыжных курортов.
5. Теперь от богатства к комфорту! В одном из районов Копенгагена находится пятиэтажная Ørestad Gymnasium. В 2007 году это учебное учреждение было названо лучшим зданием Скандинавии. Здесь учатся ребята старших классов, т.е. от 16 до 19 лет. Вместо привычных кабинетов – единое пространство! Т.е. много зон, которые отличаются по площади, звукоизоляции и освещению. Проектировщики посчитали, что так учителя и учащиеся смогут выбрать для себя рабочие участки, подходящие теме занятия.