Пандемия коснулась всех сфер жизни людей. Исключением не стала и учеба, образование перешло преимущественно в онлайн. Причем речь идет не только о курсах самосовершенствования, а о полноценном образовании. Вспомните, весна 2020-го: многие университеты принимают решение отпустить своих студентов на дистанционное обучение, а школы учатся справляться с электронной системой. Если представить, что пандемии нет, то что вы выберете — онлайн- или офлайн-обучение? С ответом на этот вопрос мы постарались разобраться в материале.
Вопрос с выбором формата онлайн или офлайн обучения наиболее остро встал именно в 2020-м году. Слова офлайн и онлайн были слышные едва ли не чаще, чем коронавирус и пандемия. В каждом из этих форматов человек находит свои преимущества и недостатки. Правда, есть все же ситуации, когда дистанционные занятия — это единственный выход из положения (удаленное местоположение, болезнь и т. д.).
Многие приверженцы аудиторных занятий говорят о том, что в онлайне страдает качество образования. Это утверждение в 2020-м году поставили под сомнение американские ученые. Они провели эксперимент: 325 студентов-инженеров были разделены на три группы. Одна компания занималась в аудиториях, вторая была переведена на дистанционное обучение, а третий состав студентов занимался в смешанном формате. По итогу средний уровень знаний был одинаковым во всех трех группах.
К слову, в России общий объем выручки ведущих EdTech-компаний во втором квартале 2020 года оказался на 87% выше, чем за аналогичный период прошлого года. По Беларуси данных нет.
Онлайн — окей, но живое общение лучше
студентка БГПУ
Наша группа была вынуждена уйти на онлайн-обучение весной 2020-го года. Поначалу возникало много технических проблем. Электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) в системе дистанционного обучения MOODLE (учебная платформа) находились на стадии разработки. Трудности в первое время заключались в том, что большое количество студентов должно было находиться онлайн в ЭУМК одновременно. Из-за этого в системах периодически происходили сбои.
Как был устроен учебный процесс в режиме дистанционного обучения? Преподаватели использовали приложение для видеоконференций ZOOM. На семинарах студенты могли работать как в режиме видеоконференции, так и в ЭУМК (прикрепляли выполненные задания). Зачёты проходили в дистанционном режиме: студенты выполняли итоговый тест в ЭУМК. Время на его прохождение было ограничено. Кроме того, в общий зачет шла оценка и за работу на семинарах. Экзамен на нашем факультете проходил аудиторно: мы его сдавали в письменном виде.
Как только ввели дистанционное обучения, студенты большое количество времени тратили на выполнение заданий, так как был большой объем домашней работы. Возникали и технические проблемы. Кроме того, сказывалась и нехватка живого общения с группой и преподавателем.
К плюсам отнесу факт повышения успеваемости. Задания необходимо было выполнять в строго отведенное время, нас отмечали на видеоконференциях (так велся контроль за посещение) — все эти факторы сказались на улучшении самодисциплины и успеваемости.
Если поначалу у преподавателей и студентов возникали трудности из-за дистанционного обучения, то далее процесс стал более организованным и отлаженным. Нам стало интереснее и удобнее обучаться.
Тем не менее, пришла к выводу, что живое общение является необходимой формой обучения для развития коммуникативных способностей человека и социализации его в обществе.
Думаю, что эффективность форматов ззанятия онлайн и офлайн зависит от того, что вы изучаете. Например, весь 2020-й год мы с моими студентами (я преподаватель иностранного) занимались онлайн. Это были занятия в ZOOM. Скажу честно, что это было непросто: трудно в онлайне практиковать речь — в особенности разговоры по парам. Поэтому в случае изучения иностранного я обеими руками только за «живой» урок.
С другой стороны, сейчас я осваиваю новое для себя дело онлайн — учусь конструировать сайты. Это очень удобно! Самый большой для меня плюс, что не нужно никуда ехать. Думаю, и владельцы таких курсов тоже находятся в плюсе, потому что не нужно платить деньги за аренду помещений. Каждое занятие нам показывают презентацию и подробно объясняют ее. Если я что-то не уловила по теме или пропустила занятие, то видеоурок доступен потом в любое время. Это очень удобно.
Бесспорно, плюсы и минусы есть и у онлайн и у офлайн форматов образования. Специалисты говорят о том, что идеальным вариантом будет совмещение: например, теорию получать в онлайне, а отрабатывать навыки уже на практике в офлайне. Поэтому онлайн-курсы хорошо подходят в качестве дополнения к традиционному офлайн образованию, но пока не смогут его полностью заменить. Правда, если человек не настроен на учебу, то в этом случае ничто не поможет.