Английский язык – одна из самых сложных дисциплин в учебной программе школы. Чтобы сдать централизованное тестирование по нему на высокий балл, нужно не просто глубоко владеть языком, уметь на нем думать и разговаривать, но и научиться выполнять задания в контексте иноязычного контента. О том, с какими сложностями сталкиваются преподаватели и ученики на этапе подготовки к ЦТ по английскому, мы решили поговорить с обычным учителем английского языка. На актуальные вопросы ответила Людмила Михайловна Герасимович, которая за 30 лет работы в средней школе на Гродненщине успела оценить и классическую форму вступительных испытаний, и тесты, и обязательный экзамен в 11 классе.
Чтобы получить высокий балл, нужно владеть всеми разделами дисциплины. В математике можно быть гением стереометрии и получить неплохой балл за сложные задачи в части Б. Если знать неорганическую химию, можно набрать свои 40-60 баллов при полной некомпетентности в других разделах. В английском такое невозможно. Мало знать грамматику, нужно иметь лексический запас, понимать специализированные тексты и их стилистику, уметь логически мыслить при анализе предложенных вариантов. Еще один момент: выполнение всех заданий, будь то грамматический или лексический аспект языка, связано с особенностью предъявления. Выбирать временную форму глагола, предлог, артикль, местоимение приходится только по контексту. Здесь важно не только знать правила, но и понять этот маленький абзац или небольшой по объему текст.
Школа – это всего лишь один инструмент овладения иностранным языком. Основная проблема выпускников в том, что у них низкий уровень словарного запаса. Нет базы лексических единиц, которая может быть сформирована в процессе чтения литературных произведений на английском. Кто из наших учащихся читает неадаптированные тексты? Что же касается школы, то там отсутствует системный подход в плане методики обучения. Ведь в 11 классе ученики готовятся к сдаче обязательного экзамена, а там другая специфика.
Это сложно. У ученика должны быть запредельный уровень внутренней мотивации, дисциплина, ответственность, самоконтроль. Уроки или дополнительные занятия на факультативах – это хорошая возможность пополнять лексический запас, ведь при подготовке к школьному экзамену нужно учить темы. Большая роль самостоятельной работы, но даже самый мотивированный или талантливый ученик не справится в одиночку. Нужна помощь преподавателя, который составит индивидуальный план, будет направлять, оценивать динамику и корректировать пробелы. Так что курсы в небольших группах – это хороший способ подготовки к тестированию, особенно если там дают задания на дом.
Предлагаю такой алгоритм действий. Он касается не только выполнения заданий ЦТ, но и любых случаев, когда перед вами непонятный иноязычный текст.
1. Постарайтесь определить главную идею текста.
2. Установить логические связи между частями и абзацами, основываясь на цепочке причинно-следственных связей между событиями.
3. Найдите значимые для понимания детали.
4. Проведите анализ и сравнение нескольких предложенных на выбор текстов в задании ЦТ.