Выбор в пользу факультета философии после 11-го класса, согласитесь, не самое очевидное направление для абитуриентов. Для многих остается загадкой, что же студенты там изучают и где они потом работают.
В Беларуси единственный вуз, который осуществляет подготовку кадров в этой области — БГУ, факультет философии и социальных наук. На факультете действуют семь кафедр:
Анастасия Емельянчикова, 20 лет
Студентка 3-го курса ФФСН БГУ (кафедра философии и методологии науки)
Большинство моих знакомых поступали на юридический, экономический факультеты, т.е. на самые «ходовые» специальности. Мне же захотелось поступить на философский факультет, так как, согласитесь, это звучит довольно интересно и необычно. Поступать на платное было нетрудно, баллы достаточно приемлемые, но на бюджет конкурс высокий (342 балла – дневная бюджетная форма 2020г. – прим.). Сдавала я ЦТ по белорусскому языку, истории и обществоведению. Обучение проходит так: в основном мы что-то читаем, пишем эссе, анализируем тексты и общаемся на семинарах. Обожаю это чувство, когда читаешь какого-то автора и улавливаешь связь с его мыслями: «вау, да он действительно прав». Наша практика – это в основном работа с текстами (оформление, составление, анализ). Где потом может работать выпускник? Например, аналитиком или журналистом (философы неплохо умеют писать). А вообще философы не ограничены в выборе профессий. Работать можно как по специальности, то есть преподавателем философии, так и по другому, возможно, совершенно отдельному направлению вроде маркетинга.
Смысл философии как направлении вузовской подготовки я вижу в готовности студентов к правильному составлению научных работ, текстов, статей, в расширении их мыслительной способности. На кафедру философии посоветовала бы поступать людям, которые любят читать и анализировать, разбираться в проблеме чуть глубже остальных. А вообще ответ на вопрос: «зачем мне философский факультет?» каждый находит сам для себя. О выбранной специальности не жалею. Как говорят наши преподаватели: «Философия не для зарабатывания денег, а для души».
Юлия Кулешова, 20 лет
Студентка 3-го курса ФФСН БГУ (кафедра социологии)
На ЦТ я сдавала историю, обществоведение и русский язык. Изначально планировала поступать в Институт журналистики на кафедру информации и коммуникации. Потом поняла, что по баллам прохожу на ФФСН, на кафедру социальной коммуникации. К счастью или к сожалению, на соц.ком на бюджет не получилось поступить, так оказалась на кафедре социологии. По факту конкурс был небольшой: у нас одна группа набиралась, где-то 25 человек. Сейчас учусь уже на третьем курсе. Социальные науки мне очень нравятся. Социология личности, маркетинговые исследования, как человек может себя позиционировать в той или иной сфере, как развивается личность, как человек в обществе может существовать, какие есть психотипы людей и т.д.
Из специфических предметов выделю статистику. Ведь многие люди поступают на социально-гуманитарные дисциплины, потому что не сильны в точных науках, а у нас уже на первом курсе был вышмат, на втором и третьем – статистика. Это немного непривычно гуманитарию. У некоторых одногруппников из-за этого возникают трудности.
Практика проходит так: на втором курсе мы писали программу наблюдения, как это делается в теоретической социологии. На третьем курсе также пишем программу исследования, но здесь добавляется практика в ходе маркетинговых исследований. Мы уж больше взаимодействуем с людьми. Также можно проходить практику в Центре социологических и политических исследований БГУ у Давида Генриховича Ротмана.
Отмечу, что у белорусского преподавания социологии есть свои нюансы. Такой парадоксальный момент, что каждый преподаватель пытается объяснить социологию с разных позиций. Хотя от периода Конта (родоначальник социологии) до сегодня социология по факту не изменилась: как ты апельсин не изучай, он яблоком не станет.
Есть социологи-выпускники, которые пошли по специальности в исследовательские центры, кто-то пошел в маркетинговые компании. Прямая обязанность социологии – исследовать, находить закономерности. Признаюсь откровенно: вряд ли кто-то из организаций ищет социолога, а вот компании, которые занимаются маркетинговыми исследованиями, понимают, что у социологов есть такая дисциплина как методология и методы маркетинговых исследований. Соответственно, студенты знают, как все устроено, и опытные компании берут выпускников. К слову, сейчас много компаний, которые развиваются сами, не по государственным канонам, а сами частники и индивидуальные предприниматели нуждаются в специалистах. Например, у нас одно из последних исследований по маркетингу было следующее: обратился заказчик, он хочет ввести на рынок новый вкус чипсов. И вот мы исследовали, какой дизайн упаковки, какой вкус лучше «зайдет» потребителю.
В целом профессия социолога в плане исследований в Беларуси востребована. 21-й век – инновации, технологии, различные мнения. Даже если взять сложившуюся политическую ситуацию, то интересно исследовать различные поведения белорусов, мотивы в тех или иных обстоятельствах. К третьему курсу я поняла, что специальность хорошая и мне нравится учиться. После окончания вуза планирую работать на себя. Есть задумки по бизнес-проекту.