Когда этот предмет только появился в школьной программе, у многих учащихся он вызвал недоумение, а сейчас без него уже трудно представить образовательный процесс. Сегодня расскажем историю появления информатики в белорусских школах!
Современные школьники вряд ли догадываются, что информатика в образовательной программе предмет отнюдь не новый: в 50-е годы прошлого века информатика не стояла в общеобразовательной программе, но преподавалась учащимся школ с математическим уклоном. В следующем десятилетии информатику в некоторых школах вводят как специальный факультатив. Правда, из-за того, что преподавательский состав на тот момент обладал уровнем подготовки, недостаточным для введения нового предмета, а в школах отсутствовало должное материально-техническое оснащение, подобные факультативы не были распространены. Одно дело факультативы по желанию, другое — обязательное изучение предмета. Официально информатика была введена в школьную программу 1 сентября 1985-го года. Тогда предмет назывался «Основы информатики и вычислительной техники» и проходил 2 раза в неделю. В те годы очень был распространен лозунг «Компьютерная грамотность — каждому школьнику!» Ребята изучали основы алгоритмизации, программирования, написания программ. Больше повезло тем, кто учился в 90-е: тогда можно было не только учиться писать коды, но и работать с прикладными программами.
Окончила школу в 2003-м году
Никогда не забуду агрегат, на котором проходили занятия, — это был компьютер «Корвет»! На все количество ребят в классе компьютеров не хватало, поэтому сидели по двое. Помню, поначалу нас долгое время учили их включать и выключать, ведь многие ребята впервые в жизни видели компьютеры. Дома, естественно, ни у кого их тогда не было. Насколько помню, программирование мы не проходили. Нам просто рассказывали, что есть такой процесс создания компьютерных программ. На уроках мы учились работать с Microsoft Word и Excel. Эти знания здорово помогли мне в будущей профессии: многие коллеги плохо владели компьютером, а у меня было конкурентное преимущество среди остальных.
Школьники 2000-х как еще одно подтверждение, что если действительно к чему стремишься, то даже старые компьютеры тебе не помеха. Если подумать, то белорусскую IT-сферу подняли именно те, кто учился в середине 2000-х. Сейчас же быстрое освоение детьми компьютеров подбрасывает новые вызовы: еще в 2013-ом году ходили разговоры, что белорусские школьники начнут изучать информатику уже в начальной школе, но схема с 6-го по 11-й действует до сих пор. Например, в соседней Украине уже второклассники знают, что такое информатика, а в эстонских школах отдельного предмета в школьном расписании вы не встретите: он интегрирован во все учебные предметы.
Учащаяся 11-го класса Октябрьской районной гимназии
Не могу сказать, что уроки информатики дали мне такие знания, которые я не могла бы получить сама. Да, познакомиться с с алгоритмами, основами программирования полезно, но после летних каникул все познания в настолько скучных, как по мне, вещах испаряются, ибо никогда не используются.
В чем проблема современного предмета информатика? К сожалению, получается так, что технологии совершенствуются быстрее, чем пишутся учебники для обучения работы с ними. На выходе мы получаем своеобразное «пособие для чайников», которое нужно только тем, кто никогда не работал с компьютером. Так что наиболее актуальная проблема, с которой, на мой взгляд, согласится каждый школьник, — это быстрое устаревание информации.
Тем не менее, точно могу сказать, что несколько моих одноклассников всерьез заинтересовались идеей связать свою жизнь с информационными технологиями. Посмотрим, хватит ли у них терпения:) Информатика — один из самых сложных предметов, если читать больше, чем учебник. А это им придется делать в любом случае.
Информатика как предмет понадобится далеко не каждому, но основные, базовые знания — владение Word, Powerpoint, Excel и другими программами — необходимы даже школьнику в его повседневной жизни. С другой стороны, эти знания большинство из нас уже успело получить без дополнительных школьных занятий. Так что в моем «топе» предметов «для души» информатика занимает почетное второе место сразу после астрономии:)
Инженер-программист
В школе информатику я не воспринимал всерьез, потому что зачастую мы на уроке делали интуитивно понятные задачи, которые были скучные и бесполезные. Как такого программирования в моей школе не преподавали, поэтому специальных знаний до поступления в университет не было: первые занятия в вузе были как с чистого листа. Конкретно в моей истории информатика абсолютно не при чем, что я занимаюсь программированием, но знаю множество примеров людей, которые с 9 класса, занимаясь программированием, намного легче осваивали программу университета. Правда, нужно понимать, что у них школьная информатика уже переходила в информатику олимпиадную, которая не входит в программу обучения. В целом программирование — вещь интересная. Оно привлекло меня тем, что основу занимает математика, логика, потому постигать мир кодов не было трудным испытанием.