От современных родителей все чаще можно услышать, что школьное образование устаревает и системе нужно кардинальное обновление, чтобы соответствовать духу времени. Кроме того, многие считают, что нынешний подход к учебе далеко не всегда в состоянии вырастить личность. Вариантов что тогда делать немного — домашнее обучение, переход на экстернат или альтернативная школа.
Альтернативные школы – это места для учебы, где активно используют нетрадиционные методики обучения. Главное отличие от государственных учреждений — изменение отношения к ученику. Именно он становится центром образования, а не сама система.
Как правило, в таких школах меньшие размеры классов, более гибкие графики и требования, нетрадиционные методы оценивания, фокус не только на знания, но и воспитание творческой личности. Преподаватели в отличие от своих коллег из государственных школ могут менять планы обучения, чтобы понять, что работает, а что нет. Кроме того, в альтернативных школах нет звонков и расписания. В довесок ко всему замечено, что дети, которые учатся в таких школах, меньше прогуливают.
Конечно, как и у любого явления, у альтернативных учебных заведений есть свои минусы. Главная преграда, которая останавливает многих родителей от решения отдать свое чадо в такую школу, денежный вопрос. Альтернативная школа — дорогое удовольствие. Во-вторых, не каждое учреждение такого типа является аккредитованным в соответствующих государственных органах. Третий момент, к которому нужно внимательно отнестись родителю, возраст школы. Если учреждению менее 5 лет, то это может быть, скорее, экспериментальное, нежели эффективное учебное заведение.
Несмотря на то, что альтернативные школы появились еще в 60-х гг прошлого века, большинством людей такие учреждения воспринимаются все еще как новое явление. Тем не менее, в мире достаточно известных учреждений со своей философией, которые давно зарекомендовали себя.
Вальдорфские школы очень популярны в западных странах — особенно немецкоязычных. По всему миру их насчитывается около 1000. Вальдорфскую систему придумал философ Рудольф Штайнер. Он считал традиционное образование однобоким и делающим ставку совершенно не на то, что нужно и полезно ребенку. Поэтому главный принцип его методики — развитие природных способностей каждого ученика, учитывая его физические и психологические особенности. В вальдорфских школах все основные предметы преподаются эпохами (блоками), каждая из которых продолжается в среднем три-четыре недели — это может быть, например, «Эпоха геометрии», «Эпоха физики», «Эпоха истории». Главный урок длится 1 час 45 минут в начальной и средней школе, полтора часа — в старшей.
В Беларуси действуют лишь детские садики с элементами вальдорфской системы.
Систему педагогического образования Монтессори придумала итальянка Мария Монтессори. Учреждения, которые обучают детей по ее методике, действуют в России и многих западных странах. Главный принцип ее системы — минимальное участие взрослого. Т. е. учитель просто выполняет роль помощника, чтобы указать ребенку направление, в котором он должен развиваться. Правда, например в Петербургской Монтессори-школе ребята обучаются лишь до 9-го класса, после чего переходят в другую, где завершают свое образование.
В Беларуси система Монтессори популярнее вальдорфской. В Минске и других крупных городах можно найти начальные школы и детские сады, которые обучают детей по методике Монтессори.
В Минске также есть достаточно много частных школ. Другой вопрос, что не все из них предоставляют государственный аттестат об окончании общеобразовательного среднего учреждения. Большинство из этих учебных заведений выпускают учеников только из начальной школы. Чтобы получить аттестат государственного образца, у школы должны быть соответствующие документы.